Совет Всемирной торговой организации (ВТО) призвал Украину отложить вступление спецпошлин на импорт автомобилей до 14 апреля. Украина должна предоставить информацию для анализа правовых оснований для этих мер и дать возможность Евросоюзу провести совещательные консультации перед введением каких‑либо мер, говорится в заявлении Евросоюза, текстом которого располагает «Капитал». «Наибольшее беспокойство вызывает невыполнение Украиной процедурных требований, содержащихся в cоглашении о защитных мерах ВТО. Единственное уведомление о каком‑либо процедурном шаге, предпринятом Украиной во время расследования, было об инициации», — сказал представитель США во время заседания. При этом, как уточняется в заявлении ЕС, расследование основывалось на данных за 2008‑2010 гг. и завершилось еще за год до того, как правительство официально объявило о введении спецпошлин. Согласно правилам организации, Украина должна была оповестить страны — члены ВТО о результатах расследования и планах ввести спецпошлины, а также провести с ними предварительные консультации. Министерство экономического развития и торговли пока не проявляет желание найти компромисс. В лучшем случае, по мнению директора департамента стратегического планирования развития экономики Минэкономразвития Евгения Олейникова, Украина может сократить сроки действия спецпошлин.
Но главный аргумент Украины
беспочвенен. Растущий импорт автомобилей ущемляет национальных производителей. Во-первых, как говорится в заявлении Японии, за 2008‑2010 гг. мировой импорт авто в Украину не вырос, а сократился с 376 тыс. до 107 тыс., т. е. на 71,5 %. Во-вторых, доля импорта именно тех машин, которые подпадают под действие спецпошлины, в украинском импорте совершенно незначительна и составляет, по данным Государственной службы статистики, 2,2 %.