Фінанси

тенденции

За лето страховщики потеряли половину туристов

Если не принимать во внимание российских «туристов», заблудившихся в Донбассе, этим летом количество посетивших нашу страну иностранцев, судя по предварительным данным страховщиков, уменьшилось в несколько раз. В результате уменьшились и объемы страхования въезжающих в Украину интуристов.

«По итогам этого лета количество застрахованных, путешествующих по Украине, в нашей компании уменьшилось в четыре раза», — сообщил председатель правления страховой компании «Европейское туристическое страхование» (ERV) Мирослав Бойчин. По словам президента Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Александра Залетова, среди приезжих туристов раньше было много россиян, отдыхающих в Крыму, и студентов, которые учатся в украинских вузах восточной Украины. «В этом году эти люди не приехали из‑за военных действий, поэтому объемы страхования могли упасть даже больше, чем в четыре раза», — считает Александр Залетов.

Крымский фактор

События в Крыму, как ни странно звучит, положительно отразились на статистике медицинского страхования выезжающих за рубеж украинских туристов. По оценке страховщиков, эти летом 20‑30 % приверженцев крымских гор и пляжей отправились отдыхать в Европу. «Чаще всего страхователи отправлялись в Болгарию, Грецию и Черногорию. Отдых на относительно недорогих курортах этих стран многим украинцам заменил отпуск в Крыму», — отмечает начальник отдела по работе с туристическими операторами компании «Инго Украина» Андрей Желябов. «Многие туристы, ранее отдыхавшие в Крыму, выбирали этим летом отдых в Турции и Болгарии», — подтверждает директор компании «Доминанта» Алексей Румянцев.

Несмотря на приток «крымчан», 2014‑й нельзя назвать удачным годом для медицинского страхования украинских туристов. Основная проблема — падение выездного туристического потока в связи с острой экономической и политической ситуацией в стране. По данным ЛСОУ, сумма собранных по этому виду премий за первое полугодие составила 145 млн грн, что на 16,5 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Было продано 972 тыс. полисов, или на 10 % меньше, чем в первом полугодии прошлого года.

«А за лето количество застрахованных туристов снизилось на 46 % по сравнению с аналогичным периодом 2013 г.», — отмечает Мирослав Бойчин. «У нас количество проданных полисов сократилось на 57 % по сравнению с прошлым годом», — говорит начальник отдела андеррайтинга и методологии личных видов страхования СК «Allianz Украина» Наталья Алексенко. То, что летний сезон ухудшил показатели рынка туристического страхования, подтверждает и Александр Залетов. По его словам, летнее падение отразится на показателях за девять месяцев. А по итогам года объемы премий в этом сегменте будут меньше прошлогодних на 20‑25 %.

Гривня подвела

Учитывая ситуацию в стране — не так уж и плохо. Обвалиться рынку туристического страхования в этом году, по словам Залетова, не позволили две причины. Во-первых, резко возросший интерес украинцев к получению виз ЕС и других западных стран. При этом страхование обязательно.

Во-вторых — девальвация гривни. «Страховой тариф в валюте с начала года не изменился, но стоимость страхования в гривне из‑за девальвации курса выросла на 60‑75 %», — говорит Мирослав Бойчин. «В связи с чем сумма премии по туристическому страхованию, в среднем, увеличилась на 40 %», — добавляет Алексей Румянцев.

Страховщики не скрывают, что рост стоимости полиса привел к ужесточению конкуренции на рынке страхования, в том числе и недобросовестной. Некоторые компании прибегнули к излюбленному методу борьбы за клиента в украинском сегменте страхования — демпингу.

«Демпинг на страховом рынке сейчас ощущается по всем видам страхования, и туристическое тут не исключение. К сожалению, сталкиваемся с этой проблемой ежедневно, и даже вынуждены были прекратить сотрудничество с одним из крупных партнеров, так как те тарифы, которые они требовали установить, привели бы к убыточности нашего портфеля по данному виду страхования», — рассказывает директор департамента личных видов страхования СК «Нова» Лилия Мартынова.

на 50% меньше договоров страхования туристов заключили страховщики этим летом

Еще один минус — рост комиссионных посредникам: туристическим фирмам, банкам, визовым центрам. Хотя эти отчисления у страховщиков и раньше были немаленькими — 50‑60 % от полученных премий, сейчас в некоторых случаях они достигают 80 %. «Выросший средний уровень комиссионного вознаграждения негативно влияет на рынок», — констатирует Андрей Желябов.

Бремя выплаты

Девальвация гривни повлияла на размер не только премий, но и выплат, ведь они тоже «привязаны» к инвалюте. «Объем выплат в гривне увеличился более чем на 50 %», — констатирует Мирослав Бойчин. И приводит пример: в ERV средняя стоимость амбулаторного случая этим летом составила 2 тыс. грн., то есть 120 евро, тогда как в прошлом году эта цифра была на уровне 1,1 тыс. грн., или 110 евро.

«То есть в гривне средняя стоимость страхового случая увеличилась практически в два раза, а в евро осталась на уровне прошлого года», — говорит Бойчин. Частота страховых случаев, по оценкам, в этом году не увеличилась — где‑то один случай приходится на 100 застрахованных туристов. Чаще всего события происходят в странах, популярных среди основной массы туристов. «Наибольшее количество страховых событий летом этого года произошло в Польше, Болгарии, Греции и Испании», — рассказывает менеджер управления личного страхования компании PZU Ольга Сидорук.

Однако статистика ЛСОУ пока что не подтверждает данные страховых компаний — за полгода они выплатили 52 млн грн премий, что на 1,5 % меньше, чем в первом полугодии 2013 г. Если за девять месяцев не будет роста выплат, то это означает, что страховщики в этом году сэкономили на выплатах туристам.

Страх и Россия

Общей статистики страхования выезжающих в Россию туристов нет. Разрозненные данные страховщиков противоречивы. «По сравнению с прошлым годом количество туристов, выезжающих в Россию, сократилось примерно на 40 %», — отмечает Алексей Румянцев. А вот в ERV отмечают даже незначительный рост спроса на полисы при поездках в РФ в связи с тем, что в марте Россия ужесточила правила въезда для украинцев и нашим туристам было рекомендовано помимо прочих необходимых документов иметь при себе полис медицинского страхования.

Также очевидно, что в связи с военными действиями РФ рынок туристического страхования в Донбассе практически остановился. «Рынок там даже не просел, а замер, особенно когда военные действия дошли до областных центров — Луганска и Донецка, где сосредоточен турбизнес. Небольшие продажи дают только те донецкие и луганские компании, которые перевели свои офисы и сотрудников в другие регионы Украины. Но это в 4‑5 раз меньше их «довоенных» объемов», — говорит Мирослав Бойчин.

Шаг в сторону

Ситуация в Донбассе стала основной причиной, по мнению Залетова, потери доли рынка туристического страхования компаниями с восточными — «донецкими» («Кремень», «Вусо») и днепропетровскими («Арсенал Страхование», «Альянс») — корнями.

Те страховщики, которые наладили канал продаж с помощью турфирм и визовых центров в Киеве, наоборот, нарастили объемы. Вошли в десятку лидеров такие компании, как «Альфа Страхование» (+169 % сборов по сравнению с 2013‑м), СГ «ТАС» (+6 %), «Уника» (+59 %). А польская «дочка» PZU (+25 %) подвинула немецкую ERV (+10 %) на месте крупнейшего «туристического» страховщика Украины.

Опасение потерять объемы в сегменте медицинского страхования туристов заставило страховщиков искать альтернативы. Многие из них в итоге добавили новые опции в полисы или даже отдельные страховые программы. В частности, страхование финансовых рисков на случай невозможности отправиться в поездку или досрочного прерывания поездки пользуется в этом году повышенным спросом, ведь у большинства украинских туристов до последнего дня нет уверенности в том, что отдых состоится.

«В качестве дополнительной опции в PZU появилось покрытие риска невыдачи визы по любой причине», — подтверждает Ольга Сидорук. А Мирослав Бойчин подсчитал, что за летний период 2014 г. количество полисов, включивших страхование отмены или прерывания поездки, возросло в три раза.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама