Избранный около месяца назад митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский) оправдывает ожидания в отношении своей политики внутри Украинской православной церкви (УПЦ). Известный своим консерватизмом, он делает упор на традиционалистскую линию в управлении и отодвигает на второй план сторонников модернизации УПЦ.
УПЦ меняет спикера
Во вторник состоялось первое заседание Священного синода после избрания Онуфрия предстоятелем Украинской православной церкви (Московского патриархата). Согласно протоколу заседания, синод принял решение о переводе протоиерея Георгия Коваленко с поста пресс-секретаря УПЦ на другую должность, а также возвращении к активной церковной деятельности двух находившихся на покое епископов. Один из них — бывший епископ Донецкий Алипий (Погребняк), который вместе с Онуфрием в 1991 г. отозвал свою подпись под обращением о придании УПЦ автокефалии. Кроме того, синод утвердил епископа Мелетия во главе Черновицко-Буковинской епархии, которой сам Онуфрий руководил много лет.
По мнению заведующей отдела истории религии и практического религиоведения отделения религиоведения Института философии НАНУ Людмилы Филипович, новые назначения означают, что Онуфрий укрепляет свои позиции, придерживаясь консервативного курса в управлении церковью. «Онуфрий начинает переформатирование сил под себя. Он расставляет старые проверенные кадры, потихоньку отстраняя тех, кто выступает за перемены в церкви. Это значит, что взят ортодоксальный курс и модернизации не будет», — рассказала Филипович «Капиталу». Она называет показательным уход Коваленко с должности спикера церкви. «Коваленко по образованию филисоф, у него широкие взгляды на церковь и ее место в украинском обществе. И он пытался подтянуть членов синода к этому видению, но был отправлен отставку», — отметила эксперт.
В то же время, по информации источника «Капитала» в церковных кругах, отстранение Коваленко связано с тем, что в последнее время он стал активно комментировать политические вопросы, например, евроинтеграцию и ситуацию вокруг Крыма и Донбасса, а это не нравилось высшим иерархам УПЦ. «Коваленко стал выдавать свое мнение за позицию церкви. Мол, Украина должна идти в Европу, а Крым надо возвращать. А УПЦ сознательно обходит эти щекотливые вопросы, настаивая, что она вне политики и занимается только духовными вопросами», — сообщил источник.
Отметим, после избрания Онуфрия предстоятелем УПЦ значительно изменилась роль бывшего секретаря Блаженнейшего Владимира Александра Драбинко. Последние годы он был одним из самых влиятельных людей в церкви, а сейчас лишь один из десятка викариев Киевской епархии (епископы, не имеющие своей епархии и помогающие в управлении правящему епископу).
Поиск баланса
Как полагает наместник Десятинного монастыря Пресвятой Богородицы архимандрит Гедеон, митрополит Онуфрий ведет политику, которой придерживался в свое время митрополит Владимир (Сабодан). «Владыка Онуфрий — человек старой формации и не сторонник радикальных изменений. Таким был преосвященнейший Владимир. Нынешний глава церкви избегает шагов, которые могут болезненно отозваться в пастве, и так растревоженной», — говорит Гедеон.
Напомним, в феврале во время болезни владыки Владимира синод УПЦ назначил митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры. После смерти Владимира митрополит Онуфрий был избран на пост предстоятеля церкви, получив поддержку большинства епископов.
В УПЦ Киевского патриархата посчитали приход Онуфрия усилением влияния Москвы на УПЦ МП, а самого митрополита назвали последовательным сторонником идеологии русского мира, отвергающего путь объединения обеих конфессий.
Однако Филипович считает, что Онуфрий просто показывает себя противником любых перекосов, которые могут стать губительными для УПЦ. «Конечно, это воспитанный в московской православной традиции человек. От Онуфрия вряд ли стоит ожидать, что он вдруг станет украинским националистом в стиле Любомира Гузара (бывший глава Украинской греко-католической церкви. — «Капитал»). Но его курс позволяет удержать церковь от губительных внутренних раздоров и внешнего влияния», — полагает Филипович.
Тем не менее она уверена, что УПЦ Московского патриархата придется считаться с ростом проукраинских настроений в обществе и меньше демонстрировать свою связь с Москвой.