Россия планирует выделить 679,8 млн руб. ($ 17,6 млн) дотаций на авиаперевозки в Крым в 2015 г. Об этом сообщает информационное агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на проект федерального бюджета России на 2015 г. и плановые 2016‑2017 гг., подготовленный министерством финансов РФ. «В следующем году также будет действовать программа субсидирования полетов в Симферополь, в нее будут внесены изменения по механизмам субсидирования авиакомпаний, а также в маршрутную сеть. Сегодня все изменения находятся в стадии проработки», — подтвердил «Капиталу» сотрудник Федерального агентства воздушного транспорта министерства транспорта России (Росавиация), пожелавший сохранить анонимность. Но, по его словам, в 2014 г. на дотации выделены бюджетные ассигнования в размере 689,8 млн. руб. ($ 17,8 млн). Таким образом, планируемый объем авиадотаций в 2015 г. будет на 1,4 % меньше, чем в текущем году.
Для реализации программы по дотациям в 2014 г. заключены договоры о предоставлении субсидий с восемью авиаперевозчиками: «Сибирь», «АЛРОСА», «Уральские авиалинии», Ak Bars Aero, «Якутия», «Ямал», Red Wings, «Икар». Фактически полеты в Симферополь в рамках программы выполняются по 13 маршрутам.
Остров невезения
В этом году из‑за проблем с транспортной доступностью и нежеланием украинцев ехать на полуостров туристический сезон в Крыму был провален. На 9 сентября в регионе отдохнули 2,59 млн туристов, сообщает сайт министерства курортов и туризма Крыма по данным профильного главы Елены Юрченко. «Мы уверенно идем к поставленной цели этого года — принять 3 млн. туристов», — отмечает она.
Нельзя говорить, что три миллиона туристов будут успехом. Как ранее писал «Капитал», в 2013 г. в Крыму отдохнули 5,9 млн человек, большая часть из которых приехали из материковой Украины. В этом году 95 % отдыхающих составили туристы из России. Турпоток сдерживают низкая пропускная способность Керченской переправы и перебои с прямым железнодорожным сообщением. По данным пресс-центра «Укрзалізниці», за период с 1 января по 31 августа прямой ж / д пассажиропоток из Крыма в Россию (Москва, Санкт-Петербург) составил в среднем в день 168 пассажиров, что на 86 % меньше, чем за аналогичный период 2013 г. Из России на полуостров пассажиропоток упал на 88 %, до 192 пассажиров в среднем за сутки. Сейчас железнодорожное сообщение между Россией и АР Крым обеспечивается исключительно поездами железных дорог Украины, уточняют в пресс-центре «Укрзалізниці».
Дабы решить проблему с транспортной доступностью, российские власти сделали ставку на авиасообщение, а также запланировали построить мост через Керченский пролив. По данным flightmapsanalytics.com, в июле 2014 г. количество рейсов в Крым выросло по сравнению с июлем 2013 г. на 60,9 %, до 1398. На полуостров летают самолеты только из России.
Недостижимая планка
Если бы не дотации, то в Крым не перевезли бы и половины этого количества пассажиров, отмечает исполнительный директор авиакомпании «Аэроджет» Анатолий Мазуренко. По данным аэропорта «Симферополь», за январь-август текущего года в аэропорту было обслужено более 1,7 млн пассажиров, что в два раза больше, чем за аналогичный период 2013 г.
«Действия России трудно объяснимы, так как они не всегда совпадают со здравым смыслом и истинными причинами того, чего они хотят от Крыма — развития региона, как Сочи, или замораживания на далекие перспективы, как Абхазия», — комментирует объемы российских авиадотаций на 2015 г. директор туристической компании «Стиль Авиа» Евгений Хайнацкий.
Экс-министр курортов и туризма Крыма Александр Лиев считает, что в следующем году продолжится падение туристического потока. Поддержать сезон на полуострове за счет материковой Украины тоже не получится. «Госавиаслужба будет продлевать запрет на полеты в Крым до тех пор, пока не сможет обеспечивать контроль и эффективный надзор за безопасностью», — говорит председатель Госавиаслужбы Денис Антонюк.
Отсутствие перспектив по повышению турпотока в следующем году в Крыму понимают и российские чиновники, считает член наблюдательного совета Украинской логистической ассоциации Артур Винюков-Прощенко: «Дотировать в большем объеме направление, на котором не ожидается роста пассажиропотока, нет смысла».