Украинские производители автомобилей убедили государство в том, что поставки легковушек из России негативно влияют на отрасль. Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) при Минэкономразвития возбудила антисубсидиарное расследование в отношении импорта в Украину легковых автомобилей происхождением из Российской Федерации, говорится в сообщении МКМТ во вчерашнем номере «Урядового кур'єра». Такое решение было принято на основании жалобы ассоциации автопроизводителей «Укравтопром», действующей от имени Запорожского автозавода (ЗАЗ) и компании «Богдан Моторс».
Суть претензий
Объединение «Укравтопром», подавшее жалобу на российский автоимпорт в МКМТ, посчитало, что производители легковых автомобилей в РФ пользуются отдельными госсубсидиями и преференциями в области производства, продажи, переработки и экспорта машин. В качестве примера приводятся российские госпрограммы «Автомобильная промышленность» и «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
Кроме того, российская власть страхует экспортеров автопродукции от предпринимательских и политических рисков и оказывает гарантийную господдержку автоэкспорта. Также ассоциация ссылается на то, что в российском законодательстве прописаны механизмы возмещения части процентной ставки по кредитам, выданным российским производителям, и купонного дохода по выпущенным ими облигациям.
Россия занимала первое место в списке иностранных поставщиков автомобилей в Украину. Согласно данным Госстата, в 2012 г. Украина импортировала 37,5 тыс. автомобилей из РФ на сумму $ 333,6 млн, в 2013 г. — 22,2 тыс. на сумму $ 221,3 млн. За 6 месяцев этого года поставки авто из России упали до 2,7 тыс. шт на $ 27,09 млн, и за этот период РФ упала в рейтинге автопоставщиков в Украину на третье место, после Японии и Германии.
Каждому свое
Россия открыто субсидирует свою промышленность, и наши предприятия находятся в неконкурентных условиях, так что начало расследования вполне объективно, заявил в комментарии «Капиталу» председатель правления «Запорожского автозавода» (ЗАЗ) Николай Евдокименко. По его словам, в России построено 22 автозавода, из них 10 поставляют продукцию в Украину. Руководитель ЗАЗ надеется, что расследование докажет влияния российского импорта и будут введены меры тарифного регулирования поставок автомобилей из этой страны. «Мы надеемся, что ограничение импорта автомобилей из России окажет положительное влияние на развитие внутреннего производства и улучшит сбыт украинской продукции», — считает Евдокименко.
Впрочем, начатое расследование угрожает только одному производителю автомобилей в России — «АвтоВАЗу». До последнего времени в Украину кроме продукции «АвтоВАЗа» поставлялись некоторые модели автомобилей Renault, Kia, Hyundai, Volkswagen и ряда других марок, говорит генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. По его словам, украинские автопроизводители пытались добиться антисубсидиарного расследования еще с прошлого года, похожие попытки были и в начале весны 2014 г.
1-е место занимала Россия в рейтинге стран-поставщиков автомобилей на украинский рынок
На этом фоне, говорит Назаренко, ВААИД провела переговоры с автоимпортерами и рекомендовала начать поставки машин с других рынков, вместо российского. По словам Олега Назаренко, в преддверии старта расследования МКМТ импортеры сообщили, что его результаты не повлияют на их работу, а автомобили уже поставляются с других рынков. Более того, по данным Назаренко, украинские производители пытались ввести антисубсидиарное расследование в отношении и других стран-импортеров, но не смогли найти убедительных аргументов для жалобы в МКМТ.
Сегодня состояние украинского автопрома оставляет желать лучшего. Три из четырех крупных предприятий в стране (ЗАЗ, «Богдан» и Кременчугский автосборочный завод) практически не выпускают автомобили, а «Еврокар» производит несколько сотен машин в месяц. К примеру, в августе в стране было выпущено189 автомобилей, что в 28 раз меньше чем в том же месяце 2013 г.
В эффект не верят
По мнению участников рынка, даже если жалоба производителей будет удовлетворена, это не гарантирует получения ожидаемого эффекта украинским производителям. Гендиректор «УкравтоВАЗа» (импортера продукции «АвтоВАЗ») Игорь Вознюк говорит, что если введут ограничения против российских автомобилей, то бренд Lada больше не будет продаваться в Украине.
Но, по его словам, сейчас рынок Украины настолько мал, что уход с него продукции «АвтоВАЗа» не спасет отечественный автопром: «Для того, чтобы выйти в ноль, 120‑тысячному заводу нужно продавать в месяц не менее 4‑6 тыс. автомобилей, а не 150‑160 штук, как это делаем сегодня мы». Хотя в былые годы ВАЗы занимали лидирующие позиции на украинском рынке. В 2011 г. эта продукция имела долю свыше 13 %, а среднемесячные продажи составляли 2,4 тыс., тогда как ближайщие преследователи — Hyundai и ЗАЗ — занимали долю, соответственно, в 10,3 % и 9,2 % (данные AUTO-Consulting). В 2012 г. «АвтоВАЗ» еще был в тройке лидеров с долей 8 %, а в 2013 г. сократил ее почти до 4 %.
Другие участники рынка считают, что нишу «АвтоВАЗа» с большей долей вероятности займут не украинские, а бюджетные китайские автомобили. Олег Назаренко полагает, что вопрос ограничения импорта из РФ достаточно политический, а на фоне кажущегося примирения двух стран вряд ли стоит ожидать продвижения процесса расследования МКМТ.
Не стоит надеяться
Независимые юристы также не очень верят в успех расследования. По словам главы практики международной торговли юрфирмы Sayenko Kharenko Натальи Микольской, антисубсидиарное расследование — одна из самых сложных процедур во Всемирной торговой организации (ВТО), к которой страны прибегают нечасто, а Украина вообще не делала этого никогда. С ней соглашается руководитель практики международного торгового и таможенного права юридического бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Глеб Бялый, добавляя, что на фоне мирового экономического кризиса и сужения внутреннего рынка автомобилей доказать причинно-следственную связь в части прямого влияния российских субсидий на ущерб украинского производителя будет крайне сложно.
По его словам, теоретически через 60 дней можно ввести предварительную пошлину в отношении импорта российских автомобилей в Украину, но если по результатам расследования не будет доказано влияние российских субсидий, украинскому государству придется вернуть уплаченную импортерами сумму. Так что маловероятно, что в сегодняшних реалиях Украина пойдет на такой шаг, к тому же в мире не практикуются временные меры, говорит юрист. Это подтверждает и Минэкономразвития: и.о. министра Анатолий Максюта сообщил «Капиталу», что ограничения вводить пока не планируется.