Французская анимационная компания Ankama ищет субподрядчика в Украине, который будет делать анимационные сериалы. Об этом во время международного форума Kiev Media Week 2014 сообщил арт-директор компании Тома Дигар. По его словам, в Украине много талантливых художников-аниматоров, и у этого направления большие перспективы. При этом конкуренция со стороны других иностранных компаний отсутствует, так как многие сейчас боятся иметь дело с Украиной. «Но я‑то хорошо знаю, на что способны украинцы», — отметил Дигар.
Звездный час «Борисфена»
У Дигара уже есть опыт сотрудничества с украинскими аниматорами. В конце 90‑х он совместно с основателем украинской студии «Борисфен-С», режиссером Виктором Слепцовым, создал компанию «Борисфен-Лютес». Впоследствии она стала одним из крупнейших в мире производителей анимации. Слепцов рассказывает, что студия производила до 140 минут анимации в месяц для компании Millimages / Bacfilms, на которую тогда работал Дигар.
На старте работы даже самые высокооплачиваемые сотрудники получали всего по 15‑20 долларов. В последние годы стоимость одной минуты анимации уже достигала €3‑7 тыс. Дигар вспоминает, что всего на студии работало 850 художников, из них 450 — в Киеве, а остальные — в Харькове, Николаеве, Москве, Софии и Бухаресте. По словам Слепцова, часть кадров, например, в Москве, составляли еще советские художники-мультипликаторы, работавшие в «Союзмультфильме». Молодых аниматоров часто приходилось обучать самостоятельно. «Мы брали людей с улицы и за два-три года обучения формировали из них для себя команду», — рассказывает он.
Несколько лет назад Millimages / Bacfilms решила прекратить сотрудничество с украинской студией и отдала предпочтение китайцам, которые за свои услуги брали в 5 раз меньше. Такое решение, по мнению Дигара, было ошибкой: «В Китае качество продукта было очень низкое».
Начинать с нуля
Из-за отсутствия французских заказов «Борисфен-Лютес» пришла в упадок. По словам Слепцова, сотрудники разбежались, он остался фактически один. Заказы до сих пор часто поступают, то на 5 минут, то 7 минут фильма, но выполнять их некому. «Нынешние выпускники, которые даже карандаш в руках не могут нормально держать, на зарплату меньше $ 500 не соглашаются», — сетует он.
Если обучать аниматоров самостоятельно, на формирование новой команды уйдет 2 года. Сумму стартовых инвестиций, необходимых для запуска производства, Слепцов оценивает в €200 тыс. «Открыть сейчас такую студию — это невыполнимая задача», — уверен он. «Мы понимаем, что «Борисфена» уже нет. И таких крупных студий, которые смогли бы соответствовать нашим заказам, тоже нет», — говорит Дигар. Впрочем, он надеется, что если опять возобновить сотрудничество Украины и Франции в анимационнной сфере, студии тоже начнут развиваться и расти.
Интересной эту идею находит и представитель анимационной студии Animagrad Денис Баринов. «Я б не сказал, что у нас идут переговоры, но мы были бы рады сотрудничеству с крупным иностранным заказчиком. Тома уже посетил нашу компанию, ему все очень понравилось», — рассказывает он. В Animagrad сейчас работает около 80 человек. Половина из них — это художники. «Действительно, в Украине есть проблема кадров. Мы тоже постоянно занимаемся обучением сотрудников», — говорит он.
Студия стала известна за пределами Украины благодаря анимационному сериалу «Эскимоска», который показывают в Канаде, США, Китае, Индии.
По словам Баринова, в Украине сейчас сформировался осознанный внутренний рынок: телеканалы готовы платить за контент и заинтересованы в украинском производителе. А в украинских кинотеатрах хороший анимационный фильм (например, американский) может собрать $ 1‑1,5 млн.