Кабинет министров в среду направил на досогласование в Национальную комиссию по вопросам регулирования связи и информатизации (НКРСИ) постановление о проведении радиочастотной конверсии с целью выдачи лицензий на связь третьего поколения (3G). Об этом «Капиталу» сообщили четыре собеседника на телеком-рынке.
Опять переписывать
Во вторник у премьер-министра Арсения Яценюка была возможность подписать версию постановления, согласованную НКРСИ еще 9 сентября. Напомним, она предполагала выдачу трех лицензий на 3G (по 30 МГц каждая) с минимальной стоимостью лота в 2,443 млрд грн, а также общей стоимостью проведения конверсии в 1,6 млрд грн. В этой версии проекта было прописано, что к участию в конкурсе не допускаются компании, в уставном капитале которых доля зарегистрированных в России лиц составляет более 50 %. При такой формулировке под запрет попадала только «МТС Украина», 100 %-я «дочка» российской МТС.
Но вчера утром стало известно, что Яценюк так и не подписал подготовленный документ и направил его на доработку. «При адекватной оперативности исполнителей довести до подписания можно на следующей неделе», — отметил собеседник «Капитала» при Кабмине. НКРСИ вчера еще не получила проект, но некоторые ее члены о замечаниях правительства уже слышали. Якобы просто недопоняли друг друга при подготовке документа. Один из членов регулятора допускает, что если НКРСИ проголосует за новую версию проекта на внеочередном заседании на этой неделе, то с Минобороны, Госспецсвязи и Минфином действительно удастся досогласовать его в короткий срок.
Россиян гораздо больше, чем кажется
В новом проекте Кабмин предлагает существенно расширить пункт об ограничении участия компаний с российским капиталом. По словам отраслевого эксперта Елены Минич, знакомой с новой версией документа, при такой редакции в конкурсе не сможет участвовать и «Киевстар». Директор ассоциации «Телас» Леонид Ошеров (также видел проект), отмечает, что при таком раскладе к конкурсу из украинских GSM-операторов будет допущен только «Астелит» (life:)).
Собеседник «Капитала» в Кабмине подтвердил расширение пункта о российском капитале. По его словам, под запрет попадут все претенденты, в которых у россиян есть контроль (в том виде, котором прописано его определение в украинских законах). «Если будет установлено, что претендент находится под контролем тех, с кем воюем, то выводы очевидны», — подчеркнул он.
Согласно закону о защите экономической конкуренции, контроль над предприятием может осуществляться через право владения всеми его активами или значительной части (не обязательно более 50 %). «Никакого отношения к российскому капиталу «Киевстар» не имеет. Наверное, кто‑то просто не хочет проводить конкурс», — заявил директор по регуляторно-правовому обеспечению компании «Киевстар» Андрей Осадук.
Отметим, прямой связи между российскими компаниями и крупнейшим украинским оператором на юридическом уровне действительно нет. Компания входит в международный холдинг VimpelСom. Но с другой стороны, Altimo — дочерней компании российской «Альфа» — принадлежит 56,2 % экономического интереса и 47,9 % голосующих акций (самый крупный пакет) в структуре собственности холдинга VimpelСom (Амстердам), куда входит «Киевстар».
Добиться своего
Постановление по 3G в новом виде фактически возвращает 3G-процесс на исходную. Напомним, летом между Кабмином и администрацией президента (АП) возникли разногласия, выставлять ли на конкурс одну лицензию или три. Правительство хотело выставить одну, а президент — три. Но так как из трех наиболее реальных заявленных участников конкурса остается только одна компания «Астелит» (life:)), Turkcell (Турция) — 56 %, СКМ (Украина) — 44 %, не ограниченная в правах, то привлекательность последующих двух конкурсов оказывается под большим вопросом.
2,443 млрд грн составит минимальная стоимость лота на конкурсе по выдаче лицензий на связь стандарта 3G
Гипотетически в 3G могли вложиться азиатские холдинги — Xinwei (Китай) или Viettel (Вьетнам). Но как показывает практика, представители этих компаний вот уже который год то тут, то там заявляют о многомиллионных инвестициях в Украину, а на деле их проекты стоят. Поэтому пока эти движения больше похожи на азиатский пиар.
Темная сторона
Спорно суждение и о том, что только телеком-компании СКМ выигрывают от недопуска к конкурсу МТС и «Киевстар» («Укртелеком» сохраняет ценность «Тримоба» — единственная UMTS-лицензия в стране, а life:) может получить конкурентное преимущество перед лидерами в виде скоростного мобильного интернета). Существуют ряд незаметных активов с перспективным радиочастотным спектром, за которыми также могут стоять люди, влияющие на принятие решения Кабмина.
Например, мало известная фирма «Первый инвестиционный союз» имеет лицензию на 40 МГц в диапазоне 1,9‑2 ГГц (там же, где и 3G). В сухом остатке: даже если противостояние Кабмина и АП не продолжится, первую лицензию все равно выдадут не раньше середины декабря, если соблюсти все законные процедуры. То есть, вероятнее всего, тендеры снова переносятся — на 2015 г.