Банковская система располагает достаточной ликвидностью, сообщила директор генерального департамента денежно-кредитной политики Нацбанка Елена Щербакова. 23 сентября остатки на корсчетах достигли максимального с начала года объема — более чем 41,4 млрд грн. Чтобы уменьшить ликвидность, НБУ ее изымает, продавая банкам депозитные сертификаты. Только в августе регулятор продал банкам таких бумаг на 104,8 млрд грн, а с начала года — на 905,6 млрд грн. Депозитные сертификаты Нацбанка — это по сути облигации с очень коротким сроком обращения.
Деньги для своих
Причина такой активности покупки депсертификатов в том, что банки из‑за кризиса закрыли друг на друга лимиты. Доверия в системе нет, финструктуры доверяют только НБУ. Это привело к тому, что межбанковский гривневый рынок исчез. Лимиты могут быть сейчас открыты только на госбанки, считает заместитель гендиректора рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг» Ольга Шубина. Закрытие межбанковских лимитов, по мнению начальника отдела рейтингов финансовой сферы IBI-Rating Анны Апостоловой, может быть связано с тем, что многие банки столкнулись со значительным оттоком клиентских средств.
С начала года отток депозитов составил 101 млрд грн. Также у многих банков наблюдается рост негативно классифицированных активов, связанный с ухудшением качества обслуживания кредитной задолженности заемщиками.
«Лимиты практически закрыты всеми на всех. Некоторые финструктуры не могут работать, имея рефинансирование от НБУ на балансе. Идет мощная сегментация на рынке. Ликвидность сосредоточена в 30 крупнейших банках. Остальные сидят без денег, но им все равно никто не дает средств на межбанке», — говорит председатель правления банка, пожелавший сохранить анонимность. Рынок валютных свопов уничтожен налогом в 0,5 %. РЕПО-сделки с облигациями внутреннего государственного займа тоже не функционируют.
Ликвидность в системе распределена крайне неравномерно — депозитные сертификаты покупают от силы 30 финструктур. «Сейчас мы видим парадокс и перекосы — имея ликвидность в 32 млрд грн и более, финучреждения задерживают платежи», — отметил председатель правления УМВБ Анатолий Гулей.
В ожидании избытка
Часть экспертов считают, что тренд к снижению ликвидности банковской системы уже наметился. Об этом свидетельствует в первую очередь динамика нормативов ликвидности в целом по системе.
Так, с начала года значение норматива мгновенной ликвидности Н4 упало с 57 % до 45,47 % при минимально допустимых 20 %. Снижение нормативов текущей и краткосрочной ликвидности было менее интенсивным, но также стабильным, говорит начальник отдела рейтингов финансовой сферы IBI-Rating. Ликвидность банков, по мнению Ольги Шубиной, будет зависеть от объемов эмиссии денежных средств, поскольку такие вливания в экономику оседают в активах банковских учреждений на фоне низкой кредитной активности.