Сеть парфюмерно-косметических магазинов «Ева» ведет переговоры о слиянии с одесской сетью-конкурентом «Веснянкою». Об этом сообщил «Капиталу» собственник «Евы» Руслан Шостак. От дальнейших комментариев он отказался, но отметил, что сделку планируют завершить через две недели.
Сеть «Веснянка» основана бизнесменами Юрием Гусевым, Юрием Стельмахом, Александром Алмурзиным и Анатолием Карцевым. Связаться с ними «Капиталу» не удалось, а в самой «Веснянке» не захотели что‑либо обсуждать.
Руководитель крупной парфюмерно-косметической сети, осведомленный о ходе переговоров, рассказал «Капиталу», что «Ева» рассматривает два варианта поглощения одесской сети — ее покупку либо слияние. «Второй вариант развития событий — наиболее реалистичный, тогда собственники «Веснянки» станут совладельцами объединенной компании», — полагает он. Собеседник издания отметил, что собственники «Веснянки» могут рассчитывать на 10 % в объединенной сети.
В сеть «Ева» с начала года входило около 150 магазинов, но в феврале компания приобрела право аренды 22 помещений сети «Белая Ворона», расположенных в Киеве, Одессе, Мариуполе и Донецке. Оценочная сумма сделки составила приблизительно 2 млн грн и включала в себя, помимо переуступки права аренды, еще торговое оборудование и товарные остатки «Белой Вороны».
Конкуренция на рынке парфюмерно-косметической розницы в последние пять лет ужесточается, ведь рынок практически не растет. Официальных данных по объему рынка нет, но по оценкам игроков, в 2012 г. он вырос по сравнению с 2011 г. всего на 5 % — до $ 3 млрд. Причем это связано не столько с ростом количества покупок, сколько с удорожанием товаров на полках магазинов. «Поэтому игрокам, чтобы сохранить свою долю на рынке, необходимо расширяться», — считает партнер консалтинговой компании «Эллис» Александр Ланецкий.
Покупка «Веснянки», которая объединяет 25 магазинов, позволит «Еве» не только увеличить количество торговых точек до 200, но и укрепить свои позиции в одесском регионе, где активно развивается лидер рынка — сеть Watsons, уверен эксперт. Сейчас «Ева» представлена здесь 13 магазинами, а Watsons — только пятью.
Шостак не скрывает, что цель «Евы» до конца года — перехватить пальму первенства у Watsons, которая сейчас владеет более чем 270 магазинами, расположенными на территории Украины.
Амбиции «Евы» вполне реалистичны, считает Ланецкий. Он отметил, что преимуществом сети является ориентация на продажу недорогих товаров, в результате чего их стоимость на 10‑15 % ниже, чем у конкурентов в сегменте бытовой химии и на 40 % — в парфюмерии. «После начала кризиса мы стали напрямую работать с производителями, минуя поставщиков, что позволяет нам торговать по невысоким ценам», — объясняет Шостак.
Ланецкий говорит, что в борьбе за покупателя Watsons сможет противопоставить натиску «Евы» эксклюзивные товары, на долю которых приходится 30 % его ассортимента. «Но дешевизна ассортимента «Евы» — более сильный аргумент для покупателей», — замечает он. Директор по маркетингу сети Watsons Игорь Дидок отказался сообщить, как сеть планирует предупредить уход покупателей к конкурентам. По мнению Ланецкого, Watsons просто будет осваивать небольшие города, где нет других крупных игроков. Ранее Watsons заявляла о намерении увеличить свою сеть до 500 торговых точек к 2016 г.