Сегодня в Берлине начнется второй раунд переговоров, на котором представители Европейского союза попытаются найти компромисс в газовом споре Украины и России. Улаживание конфликта нужно всем сторонам, но эксперты прогнозируют, что договориться вряд ли удастся.
Попытка № 2
Первый раунд переговоров по урегулированию вопросов поставок российского газа продолжался с начала мая до середины июня. Но сторонам не удалось решить самые спорные вопросы — по какой цене Украина будет покупать газ у «Газпрома» и как будет погашать долги за полученный, но не оплаченный газ.
Российский газовый монополист тогда заявлял, что долг Украины составляет $ 5,3 млрд: он складывается из неоплаченных поставок в IV квартале 2013 г. газа по цене $ 382 за тыс. куб. м, а также неоплаченных поставок с апреля 2014 г., когда стоимость топлива была повышена «Газпромом» до $ 485 за тыс. куб. м. При этом полученный в I квартале 2014 г. газ (по $ 268,5 за тыс. куб. м) Украина оплатила в конце мая, перечислив «Газпрому» $ 0,8 млрд.
Ко второму раунду переговоров стороны подошли практически с теми же установками, что и к первому.
Позиция официальной Москвы предельно проста: Киев должен погасить долги, а за это российское правительство даст скидку в $ 100 на газ (который, согласно контракту между «Газпромом» и «Нафтогазом» от 2009 г., стоит $ 485 за тысячу кубометров).
В свою очередь официальный Киев хочет установления справедливой рыночной — как для европейских потребителей — цены на газ и исходя из нее готов погасить накопившиеся перед «Газпромом» долги.
Велики сомнения
Ко второму раунду европейские посредники вышли с предложением установить временные цены на газ, которые будут действовать до тех пор, пока Украина и Россия урегулируют спорные вопросы в Стокгольмском арбитраже, куда они обратились после неудачного первого раунда переговоров. Речь идет об установлении цены газа в летний период в размере $ 320 за тыс. куб. м, а в пиковые периоды потребления — $ 385 за кубометр.
Еврокомиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер, который проводил консультации с обеими сторонами накануне переговоров, настаивал, чтобы компромисс был найден до октября. Однако Киев и Москва демонстрируют непреклонность и не хотят отступать от своих позиций. В преддверии переговоров в Берлине министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Продан заявил, что сомневается в успешном их исходе. «Российская сторона практически не хочет договариваться», — сказал он на заседании Кабмина в Киеве во вторник. Никаких сигналов о смягчении позиции не последовало и от России.
В успешном исходе переговоров сомневаются и эксперты. «Будет то же, что и на предыдущих переговорах. Гюнтер Эттингер будет всех подталкивать к компромиссу, а Киев и Москва будут отстаивать свои позиции», — считает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
По мнению партнера консалтингового агентства RusEnergy Михаила Крутихина, на сегодня нет повода предполагать, что переговоры будут успешными: чтобы урегулировать конфликт, «Газпрому» и «Нафтогазу» нужно подписать новый контракт на условиях, которые «Газпром» выдвигает европейским потребителям. «Нынешний контракт содержит массу устаревших положений, которые уже давно не соблюдаются: «бери или плати», запрет реэкспорта газа. Но подписание нового контракта будет означать, что «Газпром» пойдет на уступки, а для него ситуация «win-win», когда все пошли на какие‑то уступки и все в выигрыше, неприемлема. Российское руководство психологически не готово идти на уступки, потому что будет считать себя проигравшим», — полагает Крутихин.
По его мнению, от отсутствия компромисса теряют все: Украина не получит нужное ей российское топливо, европейцам угрожают перебои с поставками газа зимой, российский бюджет теряет деньги от прекращения поставок в Украину, а «Газпром» может получить претензии со стороны европейцев, перед которыми не сможет выполнять обязательства по поставкам газа зимой. А если он не сможет выполнять обязательства по поставкам газа в Европу, то получит иски. «Украина всегда выполняла свои обязательства по транзиту российского газа. А у «Газпрома» не будет газа для стабильной поставки в Европу. Поэтому обвинят «Газпром», — отметил эксперт.