Поставки продуктов питания в Крым снова заблокированы. «На украинских пропускных пунктах, граничащих с полуостровом, скопились километровые очереди из поставщиков. Машины просто не пропускают через границу», — рассказал «Капиталу» Александр Михайлов, директор торговой компании «Магистраль», которая занимается дистрибьюцией молочной продукции Danone. Подтвердил эту информацию и поставщик фруктов, пожелавший сохранить анонимность: «Очереди огромные, кто‑то пытается взять нахрапом пропусник, некоторые вообще ставят машины поперек дороги. Люди уже кидаются друг в друга черными переспевшими бананами».
По словам дежурного таможенного поста «Каховка» в Херсонской области, который не представился, скопление автомобилей на границе действительно есть. «Сейчас в очереди у нас машин где‑то 300. Почему? Потому что поставщики не знали или не хотели знать правил ввоза на территорию Крыма товаров с материковой Украины после принятия закона о создании на полуострове специальной экономической зоны», — говорит он. Дежурный рассказал, что очередь потихоньку движется, однако не теми темпами, которые были ранее.
«Вот за вчера у нас оформлено около 50 деклараций, то есть 50 машин прошло», — говорит дежурный. Однако на вопрос о том, были ли среди въехавших автомобили, груженые продуктами питания, ответил отрицательно.
Поставщики скоропортящихся групп товаров разворачиваются и едут в близлежащие регионы — Херсонскую, Николаевскую, Запорожскую области, чтобы разгрузить товар там. «Дистрибьюторы уже настолько привыкли к сюрпризам со стороны России, что у каждого свой запасной вариант поставок», — уверяет Михайлов.
Несовершенный закон
Согласно подписанному в четверг президентом Украины Петром Порошенко закону о создании в Крыму и Севастополе свободной экономической зоны (СЭЗ), на территории полуострова действует особый правовой режим экономической деятельности физических и юридических лиц. В том числе особый порядок применения норм регуляторного, налогового и таможенного законодательства Украины, а также особый режим внутренней и внешней миграции физлиц. В пределах СЭЗ Крыма создается свободная таможенная зона — общегосударственные налоги и сборы не взимаются.
Исходя из закона, товары, произведенные, переработанные или находившиеся в свободном обороте на полуострове до вступления в силу закона об оккупированных территориях, считаются товарами с украинским статусом. Они свободно перемещаются на другую территорию Украины без применения мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности до 1 января 2015 г. При этом ввоз товаров с материковой части Украины в Крым необходимо оформлять, как экспортно-импортную операцию.
Михайлов рассказывает, что никаких распоряжений, предполагающих изменение механизма поставок в Крым товаров, в его компанию не поступало. «Производители сами не знают, что делать. Они звонят нам, дистрибьюторам, и спрашивают. Но мы пока ничего объяснить не можем», — отмечает он.
На 30‑35 % производители Крыма могут обеспечить спрос на молочную продукцию на полуострове
Для поставки товара в Крым теперь нужно предъявить на таможне договор, счет-фактуру, накладную товарную, сертификаты, включая радиологию, рассказывает предприниматель из Чернигова Анатолий Потапенко. «Все должны делать грузоотправители. После предоставления документов будет выдан номерок и международная товарно-транспортная накладная (CMR) на границу, где все пробьют по базе — и вперед покорять просторы Крыма», — говорит он. Грузы на Крым будут отправляться только после декларирования на таможенном пункте по форме «Экспорт 24 АА». «Что это такое, сами таможенники еще не знают, только с понедельника начнут настраивать программу электронного декларирования», — сетует поставщик.
По мнению советника юридической фирмы «єПраво» Виталия Власюка, в документе нечетко прописаны нормы о ввозе товаров на полуостров: оговорки о «таможенных формальностях» содержат информацию об их проведении, но не более того. «Как мне кажется, для правильного понимания их сути нужно проанализировать общие идеи урегулирования торговли. Так, в тексте закона встречается формулировка «экспорт продукции с территории Украины», что позволяет сделать вывод о приравнивании перемещения товаров в Крым и из Крыма с внешнеэкономической деятельностью. Ожидаю, что и таможенные формальности будут схожими: вывозя товар из Херсона в Симферополь, надо будет его сначала затаможить как экспорт до административной границы Крыма, а затем, уже после границы, растаможить. Хотя требования в этой части, судя по всему, останутся декларативными», — полагает юрист.
Дорогое продовольствие
Крымчане опасаются подорожания продуктов питания. Особенно болезненно «законотворчество» воспримет молочный сегмент, считает глава совета директоров Союза молочных предприятий Украины Вадим Чагаровский. По его данным, в мирное время полуостров на 90 % обеспечивался молочной продукцией с материка. Сейчас же, после аннексии, по словам министра сельского хозяйства Крыма Николая Полюшкина, уровень обеспеченности населения молокопродуктами за счет внутреннего производства составляет 311 тыс. т в год при минимальной биологической норме потребления в 880‑900 тыс. т. «Таким образом, процент обеспеченности населения Крыма молочными продуктами составляет не более 30‑35 % при максимально продуктивной работе всех молокоперерабатывающих предприятий», — говорит он.
Как отметил Полюшкин, поток молока и молокопродуктов из России сейчас частично покрывает дефицит, но из‑за проблем с логистикой (российские товары попадают на полуостров через паромную переправу, а во время шторма этот логистический канал не работает. — «Капитал») этот поток пока еще нельзя сравнить с украинским. При этом российская молочная продукция в Крыму, уверяет министр, на 15‑20 % дороже украинской и несколько дороже, чем в самой РФ.
С обеспечением мясной продукцией на территории Крыма проще — на полуострове работают крымское подразделение агрохолдинга Юрия Косюка «Мироновский хлебопродукт», а также крупнотоварные свинокомплексы.
По прогнозам руководителя аналитического департамента консалтинговой компании ААА Марии Колесник, цены на молоко и продукты из него из‑за дефицита будут расти. «Цены будут повышаться пропорционально уровню дефицита. Думаю, можно ожидать подорожания на 10‑20 %», — предположил Чагаровский.