Около 60 кредитных союзов, расположенных в зоне АТО, до конца года могут прекратить свое существование. «Вероятность такого развития событий очень высока. К руководителям некоторых луганских и донецких союзов уже приходят вооруженные люди и требуют передать им реестры вкладчиков, заемщиков, а также активы», — рассказывает президент Всеукраинской ассоциации кредитных союзов (ВАКС) Виктория Волковская. Всего в Донецкой и Луганской областях зарегистрировано 99 кредитных союзов, или почти 15 % рынка кредитной кооперации. По приблизительным оценкам, депозитный портфель проблемных союзов в зоне АТО составляет свыше 500 тыс. грн, а это десятки тысяч вкладчиков. А их, по данным Нацкомфинуслуг, только в Донецкой области у союзов насчитывается почти 60 тыс.
АТО и деньги
И без того высокие риски союзов в зоне военных действий усугубляются тем, что банки в этом регионе практически не работают, поэтому есть проблемы с перечислением и хранением средств вкладчиков и заемщиков. «В кассе хранить деньги очень рискованно, а финучреждения в этой зоне почти не работают», — говорит экс-регулятор рынка кредитных союзов Олег Швец.
Также донецкие и луганские союзы не могут вовремя отреагировать на изменения ситуации и перевести депозиты из проблемных в устойчивые банки. Хотя последняя проблема касается всего рынка кредитной кооперации, у которого, по оценочным данным, уже заморожено более 40 млн грн на депозитных счетах.
«Что касается союзов в зоне АТО, то какие‑то цифры по ним сейчас называть сложно: многие еще не отчитались за II квартал, некоторые приостановили свою деятельность, а есть и такие, которые максимально раздали депозиты вкладчикам, перестали принимать кредиты и работают только с погашением займов, выданных ранее», — подчеркнула Волковская.
Но есть союзы, продолжающие активную деятельность в зоне военных действий. «Половина наших союзов из Донбасса работает в обычном режиме», — сообщил президент Национальной ассоциации кредитных союзов Петр Козинец. С одной стороны, это неплохо, так как население в этом регионе испытывает острую потребность в финансовых институтах. Рассказывают даже, что погашать кредиты в союзы приходят боевики незаконных формирований ЛНР и ДНР. Якобы в один такой союз зашел бородатый террорист с автоматом — думали, будет грабить. Оказалось, пришел погашать проценты по кредиту.
Проекты и выборы
Ассоциации кредитных союзов просят регулятора предварить назревающую проблему, ослабив требования к нормативам кредитных союзов, как это сделал еще в августе НБУ по отношению к банкам и регулятор фондового рынка — к торговцам ценными бумагами. «Подобным образом комиссия поступила в 2009 г., когда финансовый кризис сделал проблемными до 10 % рынка. Эта доля была бы значительно выше, если бы Виктор Суслов (на тот момент руководитель Госфинуслуг. — «Капитал») не позволил союзам работать в более лояльном режиме. Это помогло бы нашему рынку и в нынешней ситуации. Ведь у нас, в отличие от банков, нет ни фонда гарантирования вкладов, ни рефинансирования», — подтвердил Козинец. В Нацкомфинуслуг не против поддержать союзы. Но уже более трех месяцев дальше разговоров дело не идет.
99 кредитных союзов зарегистрированы в Донбассе
Зато в конце сентября активно поработали народные депутаты. В результате на рассмотрение комитета по финансам и банковской деятельности Верховной Рады было внесено сразу два законопроекта. Первый, подготовленный Сергеем Каплиным из партии УДАР, призван ужесточить уголовную ответственность руководителей союза за доведение его до банкротства. Второй «О восстановлении платежеспособности или ликвидации кредитного союза Украины» — автором которого выступает группа парламентариев во главе с Александрой Кужель — наоборот, призван помочь проблемным учреждениям возобновить платежеспособность, в том числе и за счет рефинансирования из бюджета.«В Украине союзы делят на живых и мертвых, а понятие «больных» союзов у нас просто нет, хотя таких после финансового кризиса осталось много. Этот проект призван решать проблемы именно таких структур», — рассказал предправления Всеукраинской ассоциации кредитных союзов военнослужащих и работников силовых ведомств Ростислав Гайдаенко, который участвовал в подготовке документа. В частности, в проекте предусмотрено рефинансирование проблемных союзов за счет государства и создание уполномоченного органа, которому Нацкомфинуслуг будет передавать полномочия по надзору за «больными» союзами.
«В целом идея неплохая, — считает Козинец, — Но проект требует серьезной доработки. Например, в нем говорится о 100 тыс. обманутых вкладчиков проблемных союзов, хотя даже до кризиса у союзов насчитывалось чуть более 80 тыс. вкладчиков». Эксперты надеются доработать законопроект о «больных» союзах, так как многие сомневаются, что он будет принят парламентом в этом году.«Что касается проекта об усилении уголовной ответственности за доведение союза до банкротства, то к нему нет вопросов. — утверждает Волковская. — За такие действия нужно отвечать».