Практически год авиакомпания Atlasjet Ukraine пытается пробиться на украинский рынок авиаперевозок. Старт полетов пришлось перенести на неопределенное будущее из‑за судебных разбирательств. «Капитал» уже писал о том, что авиакомпания «Международные авиалинии Украины» в суде пытается доказать незаконность получения Atlasjet Ukraine разрешения на выполнение международных полетов. О том, когда Atlasjet Ukraine сможет начать полеты и что для этого предпринимает авиаперевозчик, «Капиталу» рассказал генеральный директор этой компании Сергей Подгородецкий.
Большие планы
— Почему турецкая авиакомпания Atlasjet решила создать отдельное подразделение в Украине Atlasjet Ukraine?
— Atlasjet динамично развивается на своей родине — в Турции и Азии. Парк сейчас насчитывает 22 самолета типа Airbus A320 / 321, готовится заказ еще на 30 судов нового поколения Airbus. Компания планирует создать сеть в нескольких странах мира. Atlasjet Ukraine станет третьим авиаперевозчиком в сети Atlasjet — после головной авиакомпании Atlasjet и Zagrosjet, начавшей свою деятельность в Ираке. В 2015 г. планируется открытие авиакомпаний в России и Казахстане. Кроме того, сеть будет развиваться и на Балканах.
— Почему нельзя просто летать головной авиакомпании Atlasjet?
— Создание отдельной сети упрощает форму организации бизнеса и позволяет учитывать все законодательные нюансы, которые есть в каждой стране. Конечно, для этого необходимо пройти долгий бюрократический путь налаживания работы в каждой стране, но это более стабильная система работы.
— Кто является акционерами Atlasjet Ukraine?
— Акционерами являются два юрлица — Atlasjet Havacılık A. Ş. и «АИС груп Украина», а также три физлица — граждане Украины Владимир Кузьмий, Мария Рожкова и я. Собственниками «АИС груп Украина» является гражданин Азербайджана Маммадзада Эльхан. Владимир Кузьмий и Мария Рожкова ранее работали в совместных проектах с Atlasjet в Украине по развитию клиентской сети в Симферополе и Одессе. Atlasjet Havacılık A. Ş. и «АИС груп Украина» контролируют 90 % уставного капитала.
— Какой парк самолетов и какие планы по его развитию?
— Сейчас в нашем парке под флагом Украины находятся два Airbus A320. Это не новые самолеты. Новые суда необходимо заслужить. Обновление парка планировалось начать с головной компании Atlasjet, а с мая 2015 г. мы рассчитываем начать обновлять и парк украинской «дочки» по принципу два к одному Atlasjet к Atlasjet Ukraine. Всего мы планируем создать в Украине парк из 15 самолетов Airbus A320 / 321. Возможно, нам придется пересмотреть эти планы, поскольку они утверждались до того как аэропорты Симферополя и Донецка, куда мы намеревались летать, оказались отрезанными от украинской авиации.
— Сколько планируется вложить в развитие Atlasjet Ukraine?
— Инвесторы зарегистрировали в Национальном банке вложения в размере $ 15 млн. Согласно договору, мы имеем право начать их использование только после получения направлений на выполнение рейсов. Но из‑за искусственно созданных препятствий, из‑за того, что Государственная авиационная служба откровенно, без прикрытия уничтожает конкурентную среду в гражданской авиации Украины, мы вынуждены были отдать наши самолеты в «мокрый лизинг» (передача самолета от одной авиакомпании другой вместе с персоналом. — «Капитал»).
Трудная дорога
— Анонсировалось, что Atlasjet Ukraine полетит 15 сентября. Этого не произошло.
— 3 июля комиссия Министерства инфраструктуры и Госавиаслужбы удовлетворила наши заявки на выполнение международных полетов. 25 июля, согласно законодательству, решение комиссии утвердил министр инфраструктуры, издав соответствующий приказ. После этого Госавиаслужба должна в течение пяти дней предоставить нам разрешения на основании решения комиссии и выслать их в Министерство иностранных дел уведомление. Дальше МИД должен проинформировать министерства иностранных дел стран, куда авиакомпания намерена начать летать, о том, что Украина предоставила или ограничила такой‑то авиакомпании права на выполнение полетов по таким‑то направлениям между странами. Председатель Госавиаслужбы Денис Антонюк решил не соблюдать действующий порядок, а 3 июля «Международные авиалинии Украины» (МАУ) начали оспаривать это решение комиссии в суде. И только лишь 12 августа было принято определение суда по приостановлению решения о выделении нам направлений. Сегодня судебные разбирательства продолжаются. Оказывается, небо в Украине уже приватизировано, а нас забыли предупредить, все роздано до нас.
— В мае Atlasjet Ukraine получила разрешение на выполнение внутриукраинских рейсов. Почему авиаперевозчик не летает по Украине?
— Летать только внутри Украины нет смысла — внутренние рейсы являются убыточными. Для того, чтобы авиакомпания могла покрыть убытки от внутренних рейсов, перевозчик должен иметь стимулирующий механизм в виде международных направлений. Мы не пришли сюда за лопатой, которой мы сами себя закопаем и поставим крест. Мы пришли сюда, чтобы работать, а не устраивать цирк в авиации. Мы предложили Мининфраструктуры и Госавиаслужбе четкие условия, которые могут улучшить развитие украинской гражданской авиации. Нужно, чтобы авиакомпании получали право выполнять международные полеты при условии выполнения внутренних рейсов в объеме не менее 15 % от международных. В случае невыполнения внутренних рейсов, которые по своей сути являются социально значимыми, мы предлагали приостанавливать действие прав на международные назначения. Мы сами подписались под этими условиями и предложили их принять.
— Жаловалась ли компания правительству?
— Мы были у посла Турции в Украине, он нас поддерживает, 29 сентября он направил письмо в администрацию президента, проинформировав о ситуации с турецкими инвестициями в Украине. Кроме того, Atlasjet направил письмо новоизбранному президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану. Также мы обращались к вице-премьер-министру Владимиру Гройсману, но ответа также пока не получили. Единственный, кто пытался разобраться и создать объективный процесс распределения прав на эксплуатацию авиалиний — министр инфраструктуры, но решение первой же созданной в Министерстве комиссии было блокировано главой авиационной службы Украины в нарушение существующего порядка. Премьер-министр Арсений Яценюк говорит, что в Украину не придут инвестиции, пока в стране идет война. Но пока мы наблюдаем, как из страны убегают инвестиции. К сожалению, Украина — страна, которая зависит от выборных процессов. Пока в Украине идут выборы, никто не дышит, не сопит, все должны чего‑то ожидать. Видимо, такую позицию заняли власти, не желая делать каких‑то движений в сторону защиты инвестиций.
— Получается, что до парламентских выборов, которые состоятся в конце октября, Atlasjet Ukraine не полетит?
— Судя по тому, что суд первой инстанции затянулся, вряд ли Atlasjet Ukraine полетит. Я ни в кому случае не хочу сказать, что есть какое‑то влияние МАУ на суд, но не все судьи знают особенности авиарынка, отраслевого законодательства. Не каждый день рассматриваются такие иски. По сути это беспрецедентная ситуация в авиации Украине.
— Не рассматриваете альтернативные варианты начала полетов, к примеру, — совместно летать на направлениях с другими украинскими авиакомпаниями?
— Это ноль эффективности, ноль коммерческого интереса. Если же объединяются две авиакомпании, из которых одна имеет права на направления, а другая — только самолет и персонал, то получается, что кто‑то из них ишак, а кто‑то кто едет сверху.
В альтруизме замечен не был
— Как вы можете прокомментировать просьбу МАУ о стабилизационном кредите от правительства? (Как ранее писал «Капитал», 12 сентября МАУ обратилась в Кабмин с просьбой о выделении стабилизационного кредита в размере $ 100 млн.)
— Когда МАУ позиционирует себя национальным перевозчиком, это неправда. МАУ, как и Atlasjet Ukraine, — это украинская авиакомпания с иностранным капиталом. (По данным Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, по состоянию на конец второго квартала 2014 г., кипрская компания «Онтобет промоушинз лимитед» владела 15,91 % акций МАУ. Еще 74,16 % авиаперевозчика владело киевское ООО «Кэпител инвестмент проджект». — «Капитал»). Национальный перевозчик — это перевозчик, который участвует в социально значимых программах, утвержденных правительством, но я никогда не слышал об альтруизме МАУ. Они просят $ 100 млн и только тогда обещают показать социально значимые программы. Но, если нам дадут $ 100 млн, то и мы готовы выполнять такие программы (улыбается). На самом деле денег мы просить не будем, мы их сами заработаем. Мы просим только одного — чтобы чиновники не лоббировали ничьи интересы, соблюдали законы и не уничтожали конкурентную среду.
— Может ли Atlasjet Ukraine перехватить выполнение рейсов по направлениям МАУ?
— Ухода с рынка МАУ не будет. Запас прочности, который создал президент Юрий Мирошников, очень хороший, специалисты в авиакомпании — высокого уровня. Я думаю, что МАУ сможет вылечить болезненные симптомы, которые перекочевали к ним от «АероСвіта», и все наладится. Но мы готовы заменить МАУ на их каком‑то маршруте за 45 дней. Это стандартное время для того, чтобы при наличии всех разрешений от чиновников, организовать старт регулярного рейса. Но, думаю, что не только мы будем претендовать на эти направления. Тот же Wizz Air ходит кругами над Украиной и ищет справедливости, как и многие другие авиакомпании Украины.
Справка
Авиакомпания Atlasjet Airlines создана в Турции 14 марта 2001 г. компанией Oger Holding A. S. Имеет лицензии от турецких властей на выполнение регулярных авиационных рейсов на внутренних и международных маршрутах, включая пассажирские, чартерные и грузовые перевозки.
Первый полет был совершен 1 июня 2001 г. За историю своего существования авиаперевозчик нарастил свой парк с двух до 22 воздушных судов. Atlasjet выполняет в Турции регулярные внутренние рейсы в Адану, Анталию, Бодрум, Даламан, Газиантеп, Стамбул, Измир, а также по международным направлениям в Ербиль, Северный Кипр, Лондон, Миконос, Сулейманию, Тегеран, Тбилиси, Нижнекамск.
Туркам явно приготовлена участь Державного авіапідприємства ”Львівські авіалінії”, яке організована злочинна група системно розікрала > 100 млн. грн. Зупинили польоти, розікрали літаки, звільнили льотний, інженерний склад. Розікрали авіамедсанчастину. Більше 1000 авіаспеціалістів вигнали за ворота без виплат зарплати та внесків в пенсійний фонд. Штучно довели до ліквідації державного авіапідприємства.
Розкрадання майна і коштів кришують Мінінфраструктури, Державіаслужба, прокуратура, судді, СБУ, МВС, КРУ, податківці, місцева влада, … сприяли розкраданням, тепер способом ліквідації підприємства замітають сліди.
Більше 50-ти років підприємство розвивалось та працювало на державу, - розікрали за 4 роки.
http://crimecenter.com.ua/index.php/2010-02-26-18-31-18/134-2010-02-07-23-19-53
Всплив С.Підгородецкий, який в 2007-2010 роках із військового коменданта залізничної станції Львів разом з Є.Дыхне, Д.Чевердюком, В. Бєлоусовым розікрали Державне авіапідприємство "Львівські авіалінії" через ТзОВ Авіакомпанія "Вега" – «Мособуд». Літачки продали ніби як металобрухт за копійки, але вони чомусь відлетіли та справно працюють приносячи надзвичайно високі прибутки новим господарям. Підгородецький С.І. підробив підпис на наказі про призначення самого себе на посаду в.о. ген директора ДАП “Львівські авіалінії», підробляв підписи на довіреностях... Під час його перебування підприємство зазнало найбільших збитків та розкрадань. Була укладена збиткова угода на оренду літаків з екіпажами з аферистом Джемалом Хахутаішвілі АК «Євролайн» - державне авіапідприємство зазнало збитків більше 6 млн. грн. …
http://vroziske.org/id267068
http://wap.avia74.forum24.ru/?1-6-0-00000008-000-0-0-1285666549
http://vikulka2.strana.de/jemal.pdf
На черзі турки, які довірились шахраю. Head - thief.
Генеральный директор «Атласджет Украина» Сергей Подгородецкий: «Я имею корпоративные права Atlasjet в размере 2, 5%...».
http://biz.liga.net/all/transport/intervyu/2725545-intervyu-atlasdzhet-ne-zavisit-ot-ukraino-rossiyskogo-kapitala.htm.
В авіакомпанії «Атласджет Украина» зібрано всю рейдерську команду, що роздерибанили ДАП «Львівські авіалінії», які працівникам державного авіапідприємства зарплати не виплатили з 2009 року.
--
Вільна профспілка виражає співчуття кредиторам, компаньйонам та співласникам Atlasjet Україна.