Вчера Министерство инфраструктуры объявило, что «Atlasjet Украина», дочерняя компания турецкой AtlasGlobal, весной начнет выполнять внутренние и международные рейсы из Львова и других украинских городов. Базой для нее должен стать Львовский аэропорт.
В самой компании о планах говорят с меньшим пафосом. В мае Atlasjet планирует запустить лишь чартерные рейсы. «Также мы ожидаем предложений по изменению процедуры, в соответствии с которыми станут возможными полеты на регулярных рейсах», — сообщили в пресс-службе со ссылкой на гендиректора Сергея Подгородецкого. Повод для сдержанности у компании есть.
Без права на вылет
Получить права на выполнения зарубежных регулярных полетов не так легко. Регулярность рейсов между Украиной и большинством стран регулируется межправительственными соглашениями. По действующим правилам маршруты согласовывает Госавиаслужба, традиционно лояльная к крупнейшим украинским авиакомпаниям.
Устранить чиновничий фактор должно соглашение с ЕС об «открытом небе». Но его подписание все время откладывается. По версии Украины, виноваты Испания и Великобритания, которые не могут договориться о статусе Гибралтара.
Пока европейцы думают, в украинской авиации идет «война порядков». Свои правила выдачи назначений разработали и Министерство инфраструктуры, и Госавиаслужба. Не работает ни один из документов. Нормативы министерства в суде оспорила МАУ, Госавиаслужбы — Atlasjet.
Разрешения, которые успело выдать Мининфраструктуры в силу так и не вступили. Из-за этого у Atlasjet «зависли» назначения на полеты в Стамбул из Киева и Одессы и из Одессы в Тель-Авив.
Первую инстанцию ведомство проиграло. Министр Андрей Пивоварский надеется, что все вопросы удастся решить в апелляции в конце апреля. Впрочем, судебный путь редко бывает коротким, в отличие от срока каденции среднестатистического украинского министра. Мировую можно заключить лишь с согласия МАУ.
Министерство пытается зайти и с другой стороны. Весной 2015-го после скандального «ухода» Wizz Air, там решились на эксперимент: во Львове объявили «открытое небо» — разрешили летать за границу из местного аэропорта всем желающим. Инициатива министерства — лишь декларация о намерениях. Пока не подписано полноценное соглашение с ЕС, действующие правила остаются прежними.
«Все межправительственные соглашения между Украиной и другими странами продолжают действовать, — пояснил в интервью Hubs и.о. гендиректора Львовского аэропорта Дмитрий Шинкурчук. — Но министерство задекларировало готовность выдать от Украины назначения на любые направления».
До окончания судебных разбирательств согласовывать маршруты по-прежнему будет Госавиаслужба.
Есть ли рынок
Министерство инфраструктуры опубликовало список из 29 регулярных и 7 чартерных направлений, на которые претендует компания. Среди них как внутренние — из Киева в Одессу, Львов и Харьков — так и международные: Стамбул, Тбилиси, Москва, Тель-Авив, Париж и другие города.
На этих направлениях, компании придется воевать за пассажиров с целым рядом игроков, которые уже успели застолбить себе место под украинским небом. Среди них не только МАУ, но и зарубежные Wizz Air, Pegasus Airlines, Turkish Airlines или Аэрофлот.
На первом этапе компания обещает задействовать три лайнера плюс столько — сколько нужно, сообщил Подгородецкий. Со временем украинский Atlasjet увеличит парк до 15 самолетов, добавляют в Мининфраструктуры.
Почти столько сейчас числится у материнской AtlasGlobal. На сайте компании указано, что сейчас она использует 18 Airbus. Для сравнения в парке МАУ около 30 самолетов. Украинская «дочка» Wizz Air на пике работы в Украине обходилась четырьмя Airbus.
Время для такого мощного стартапа неудачное. Украинский авиарынок падает. Платежеспособного спроса не хватает даже действующим игрокам.
В 2014 году украинские компании перевезли 5,8 млн пассажиров на международных линиях — на 15,5% меньше, чем годом ранее. За январь-февраль 2015-го — падение еще на 19%. В прошлом году с рынка регулярных перевозок ушла «ЮТэйр-Украина», весной 2015-го вдвое сократил количество направлений Wizz Air.
Чтобы загрузить свои самолеты МАУ ввела различные акции и снизила цены при раннем бронировании.
Сможет ли Atlasjet взять дешевизной? «Мы — не лоукост в классическом понимании. Например, на наших рейсах кормят, — сообщил Подгородецкий. — В то же время по стоимости услуг мы стремимся быть максимально социальными».