Киев отстает от плана наполнения городского бюджета. Доходная часть столичной казны по итогам трех кварталов выполнена на 91,3 %. Из запланированных на январь-сентябрь 15,942 млрд грн поступило 14,549 млрд грн. Недобор составил почти 1,4 млрд грн, следует из отчета Киевской городской госадминистрации (КГГА).
Срыв выполнения доходной части столичного бюджета обусловлен прежде всего низкими налоговыми показателями. По сбору налога на доходы физлиц (НДФЛ) город отстал от плана почти на 767 млн грн. С начала года собрали 5,789 млрд грн НДФЛ. Всего на текущий год запланировано 9,076 млрд грн от этого налога. Ситуация с другими налогами не лучше. План поступлений от платы за землю не выполнен почти на 8 % — до предусмотренных на январь-сентябрь 1,531 млрд грн не хватает 119 млн грн. Налог на прибыль предприятий — один из немногих, где рост поступлений превысил прогнозный показатель. Но это результат авансовых платежей от бизнеса.
Подставить плечо
В плане доходов Киев подвели и в правительстве. Из предусмотренных на три квартала субвенций в 2,6 млрд грн Кабинет министров дал КГГА 2,4 млрд грн. Причем решение о выделении 1,8 млрд грн на выполнение функций столицы правительство приняло лишь в сентябре. Всего до конца года на субвенции Киеву предусмотрено 4,9 млрд грн.
879 млн грн составил недобор Киева по налоговым поступлениям за девять месяцев 2014 г.
Еще в июле, когда в КГГА обсуждали выполнение доходов бюджета за полгода, мэр Виталий Кличко говорил о возможном пересмотре бюджета. Ведь темпы поступлений вызывали опасения еще по итогам шести месяцев. Впрочем, сейчас, в преддверии выборов, о секвестре в столице уже не говорят. В то же время маловероятно, что город привлечет новые кредиты для покрытия дефицита. Киев и так уже вплотную приблизился к предельным параметрам заимствований. Об этом ранее заявил директор департамента финансов КГГА Владимир Репик. Возможны только новые займы для рефинансирования старых долгов. С этой целью Министерство финансов разрешило Киеву выпустить муниципальные облигации на 2,6 млрд грн. Деньги предназначены для погашения нескольких серий бумаг, выпущенных еще в 2012 г. Всего сейчас в обращении находится шесть выпусков гривневых облигаций Киева на общую сумму 5,4 млрд грн. Указанные 2,6 млрд грн необходимо будет погасить уже в октябре-ноябре. Еще 6,4 млрд грн составляет внешний долг столицы. При этом почти половина выплат по телу долга у города запланирована на 2015 год — в следующем году Киев должен вернуть кредиторам 5,734 млрд грн, еще 3,532 млрд грн — в 2016 году.
Связанные руки
В этой незавидной для города ситуации у КГГА есть несколько вариантов. Первый — просить среднесрочный заем у Министерства финансов. Он предоставляется под определенный процент за счет ресурсов с Единого казначейского счета. Однако сейчас у Минфина нет свободных денег для подобных кредитов. «По информации некоторых городов, министерство пока не удовлетворяет среднесрочные запросы ввиду низкой ликвидности казначейского счета», — говорит эксперт по местным бюджетам Ассоциации городов Украины (АГУ) Александр Слобожан. К тому же есть нюанс: задолженность муниципалитетов перед госбюджетом по среднесрочным займам составляет уже 9,7 млрд грн. Причем из этой суммы 3,8 млрд грн — долг Киева. «Возможно, для Киева сделают исключение, но рано или поздно долг все равно нужно возвращать», — отметил Слобожан. К тому же среднесрочные займы влияют на кредитный рейтинг заемщика. Следовательно, накопив портфель таких кредитов, городу будет все сложнее привлекать средства как на внешних, так и на внутренних рынках капитала. Потому, по мнению Слобожана, наиболее оптимальный вариант (не только для Киева) — это дополнительные трансферты из госбюджета. В конце года правительство может уточнять расходы по некоторым бюджетным программам, перераспределяя средства местным бюджетам. «Это можно сделать без внесения изменений в госбюджет», — подчеркнул эксперт АГУ. Слобожан уточнил, что трансферты не являются долгом, а следовательно, не влияют на кредитный рейтинг города. В правительстве ранее косвенно подтверждали подобную возможность. Но, по словам министра экономического развития и торговли Анатолия Максюты, Кабмин пока не намерен проводить глобальный пересмотр госбюджета, тогда как по отдельным статьям изменения вносятся регулярно.