В минувшую пятницу министр инфраструктуры Владимир Козак анонсировал создание Государственного дорожного фонда (ГДФ). О необходимости реформы дорожного хозяйства впервые заявил премьер-министр Николай Азаров после февральской акции протеста автомобилистов против «Укравтодора». А 13 марта на заседании Кабмина он был вынужден признать хроническую нехватку средств в бюджете на строительство и поддержание дорог в Украине. По словам премьера, в последние несколько лет на содержание дорог тратилось порядка 11,7 млрд грн в год. В 2013 г. правительство выделило на эти цели 16 млрд грн, но и этих средств по‑прежнему недостаточно. По данным «Укравтодора», сегодня на 1 км дороги в Украине тратится в 10‑20 раз меньше, чем в европейских странах. Тогда как для масштабной модернизации автодорог необходимо не менее 500 млрд грн. «Это больше годового бюджета Украины, поэтому нам необходимо создать новую модель финансирования, которая позволит вкладывать в строительство и ремонт автомагистралей по 50 млрд грн ежегодно», — полагает премьер.
Такой новой моделью, которая будет аккумулировать средства и контролировать их целевое использование, по замыслу Кабмина, и должен стать ГДФ. Чтобы достичь обозначенной Азаровым планки в 50 млрд грн, доходы фонда должны вырасти почти в четыре раза. Правительство предлагает сделать это за счет увеличения акцизного сбора. Как написал премьер на своей странице в Facebook, сегодня каждый плательщик акцизного сбора в среднем вносит на ремонт дорог 992 грн в год. Это значительно меньше, чем в соседних государствах. Дороги в Украине строятся и ремонтируются за счет акцизного сбора из расчета 1,57 грн в цене 1 литра бензина А-95. Таким образом, при средней стоимости литра бензина примерно 11,13 грн на акциз приходится 14 %, подсчитал премьер. В Италии стоимость акциза в литре бензина составляет приблизительно 7 грн, а в Германии — 6,6 грн. Также в фонд будут направляться средства от сбора за первую регистрацию транспортного средства, ввозные пошлины на транспортные средства, шины и нефтепродукты, что в 2012 г. составило в сумме почти 15,4 млрд грн. Размеры этих сборов и пошлин также изменятся. Тем самым правительство перекладывает ответственность за содержание дорожного хозяйства на пользователей дорог. От них и будет зависеть наполнение фонда, а также темпы ремонта и строительства дорог.
В структуре реформирования отрасли пока не решенной остается судьба «Укравтодора». «Будет создана рабочая группа для поиска правильного решения, которое позволит реформировать «Укравтодор», — говорит Владимир Козак. По его словам, сейчас Мининфраструктуры разрабатывает проект закона относительно распределения функций по управлению автомобильными дорогами общего пользования между Мининфраструктуры, «Укравтодором», Укртрансинспекцией и местными органами власти. Согласно документу, Мининфраструктуры будет формировать политику в дорожной отрасли, «Укравтодор» — заниматься управлением дорогами общего пользования государственного значения, Укртрансинспекция — осуществлять контроль качества дорожно-строительных работ, а местные органы — управлять автомобильными дорогами общего пользования местного значения.