Інтереси

психология

Ловушка для топ-менеджера. Зацикленность на собственном профессионализме может навредить карьере и бизнесу

Как не сойти с ума на посту руководителя
Руководящая должность — это не только статус и высокий доход, но и риск серьезных проблем с психикой и здоровьем
Фото: FOTOBANK.UA

Сложно не ставить на первое место то, в чем хорошо разбираешься. Тем более когда есть свои наработки, достижения и знание проблем. В этом случае незаметно для себя менеджер часто не может вовремя понять, что профессиональные знания и способности, востребованные раньше, теперь менее актуальны, а то и вовсе стали мешать.

Игрок среди своих

Для управленца важно уметь выстраивать отношения с людьми, налаживать экономические и технологические связи, убеждать и мотивировать сотрудников, выделять наиболее перспективные виды продукции. Одним словом, крайне важно видеть множество факторов в совокупности. Те, кто этого не понимает, надолго застревают на этапе «узкого профессионала». Они продолжают видеть явления разделенными на составляющие, а не в совокупности. Присматриваясь к деревьям, такие менеджеры не видят за ними леса.

Директору завода или президенту корпорации не обязательно досконально знать технологию производства так, как, например, главному инженеру. Тем более что скорость развития современных технологий может «состарить» эти знания очень быстро. Поэтому вполне естественно, что с приближением к вершине управленческой пирамиды снижается объем необходимых узкоспециальных знаний.

Карьерный рост непременно сопровождается смещением приоритетов — с узкопрофессиональных на управленческие. Иногда людям, достигшим успеха благодаря накоплению технологических знаний и умений, бывает сложно принять совсем другие ценности: рост амбиций и возможность их удовлетворения, отношения с владельцами предприятия, проблему вхождения в более высокий социальный круг. Карьера на своем высшем этапе означает не просто продвижение по службе и зарабатывание больших денег, а участие в «большой игре». Но это всегда сопровождается набором типичных для управленца проблемных ситуаций.

Излишний контроль

Цена управленческой ошибки может быть непомерной, отсюда — стремление вникать во все рабочие процессы и выполнять работу подчиненных. Существуют глубинные психологические причины такого поведения. Одних одолевает страх потерять контроль над организацией и боязнь соперничества со стороны нижестоящих. Другие находят в этом повод для самолюбования и наслаждаются чувством превосходства над подчиненными. А кто‑то попросту не верит в своих сотрудников.

Не случайно в правилах для управленчес­кого персонала крупных западных корпораций есть положение о том, что руководитель не имеет права выполнять работу, которую может исполнить кто‑то из его подчиненных. Подменять собой штат компании — не лучшее решение. К тому же следствием такого стиля управления может стать постоянное ощущение стресса и цейтнота.

Выгорание

Задачи менеджеров высшего звена бывают столь сложны и разнообразны, что справиться с нагрузкой может не каждый. Одна из главных причин профессионального выгорания руководителей — общение с людьми, которое часто приносит негативные эмоции.

Многие страдают от недостаточного развития эмоционального интеллекта — умения осознавать и понимать собственные эмоции. Добавьте к этому постоянные контакты с людьми, высокий уровень конкуренции в работе и высокий уровень ожиданий окружающих, — и вот уже руководитель оказывается в состоянии постоянного стресса и перенапряжения.

Признаки выгорания могут быть разными: потеря интереса к работе, снижение личной эффективности, постоянное раздражение, нестабильность и притупление эмоций, чувство профессиональной несостоятельности, подавленность, усталость, появление или учащение болезненных состояний.

Долгое время эффективно работать с грузом эмоционального выгорания невозможно. Важно понять и предупредить наступление этого состояния. Сделать это просто. Своевременный отдых, смена деятельности, понимание и устранение причин стресса — лучшая профилактика профессионального выгорания.

Головокружение от успехов

Нарциссизм сегодня считают одним из видов пограничного расстройства личности.

У страдающих от него появляются иллюзорные идеи всемогущества, которые постоянно нуждаются в подтверждении. Это хорошо проявляется в поведении «большого босса»: наступает снижение критичности восприятия и появляется чувство всемогущества. И вот уже человек игнорирует негативные тенденции, а позитивные — преувеличивает. Как результат — новые продукты, которые должны приходить на смену старым, не появляются вовремя, начинаются сомнительные проекты по воплощению «гениальных» идей.

Существует масса примеров, когда фирма-лидер в своем секторе рынка разваливалась только потому, что у директора притуплялось чувство опасности. Именно поэтому адекватная самооценка в первую очередь важна для руководящих кадров высшего звена.

Упоение властью — разновидность зависимости. Ее можно сравнить с наркоманией. Если должность и статус становятся сверхценностью, руководитель поневоле фокусируется на своих личных амбициях и психологических комплексах, а не на интересах дела. Тогда могут наступить необратимые изменения личности, — например, погоня за количеством подчиненных и титулов, а не за успешностью работы, появляется презрение к тем, кто стоит ниже на социальной лестнице, а также желание публично унижать и подавлять своих подчиненных. В какой‑то момент у такого управленческого наркомана наступает «передозировка». Он полностью теряет связь с реальностью, а окружающие недоуменно пожимают плечами: «Что случилось? Человека будто подменили!»

Информационный барьер

Один из признаков неадекватной самооценки — избирательное восприятие информации. Руководитель может осознанно, а чаще бессознательно отвергать информацию, которая могла бы снизить оценку его деятельности в чужих глазах. Тогда и подчиненных он оценивает не по работе и профессиональной компетентности, а по тому, насколько хорошо они умеют соответствовать его ожиданиям. На этом этапе события могут развиваться по двум сценариям: либо топ-менеджер берется выполнять непосильные задачи, либо отбрасывает задачи реальные, как угрожающие его самооценке.

Признаки выгорания могут быть разными: потеря интереса к работе, снижение личной эффективности, постоянное раздражение, нестабильность и притупление эмоций, чувство профессиональной несостоятельности, подавленность, усталость, появление или учащение болезненных состояний

Установлено, что чем выше положение человека в управленческой иерархии, тем меньше критической информации о себе он получает. Если объективная информация от подчиненных не вызывает одобрения шефа, ее количество будет уменьшаться. Более того, может появиться целый отряд «добровольцев», защищающих начальника от неприятных новостей. Такая охрана может блокировать поступление информации в самый нужный момент. В то же время равные по статусу, они же возможные конкуренты, тем более не заинтересованы открывать боссу глаза на реальное положение дел.

Лучший рецепт от таких информационных заторов — почаще «ходить в народ». Хуже неправильных решений в бизнесе может быть только полное отсутствие необходимых решений.

Кризис — двигатель прогресса

Современная деловая жизнь требует гибкости в стиле, тактике и стратегии руководства, умения быстро адаптироваться в изменчивых обстоятельствах. Кризисы — это не эксцесс, а неизменная составляющая существования и организаций, и каждого отдельного человека. От непосредственных решений руководителя напрямую зависит существование фирмы: будет ли она успешно развиваться дальше или исчезнет с рынка. Но часто менеджер зацикливается на одном стиле, который, например, оказался эффективным в дни становления компании, но совершенно не подходит для периода интенсивного роста и удержания завоеванных позиций. В результате фирма теряет способность конкурировать на рынке. В такой ситуации выходом может стать смена руководства.

Люди с более низким уровнем профессиональной управленческой компетенции чаще делают ошибочные выводы, принимают неправильные решения и при этом неспособны признавать свои ошибки именно потому, что их уровень не позволяет увидеть их и осознать. И тогда у управленцев формируются завышенные представления о собственных способностях и квалификации. Они также не в состоянии оценивать действительно высокий уровень умений и знаний более компетентных людей. Этот эффект в психологии был открыт сравнительно недавно американскими психологами Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом — менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям более компетентным.

Артур Шопенгауэр сказал, что человеку свойственно принимать пределы своего понимания за пределы вселенной. Люди часто путают уверенность с самоуверенностью и в своих поступках руководствуются не сомнениями, а безапелляционным стремлением доказать свою правоту. Чем критичнее мы относимся к собственным убеждениям, тем больше у нас зрелого здравого смысла и меньше опасности попасть под манипуляции собственного сознания.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама