Бізнес

санкции

Продовольственных ритейлеров обвинили в картельном сговоре. Сети с претензиями не соглашаются и обещают обратиться в суд

Продовольственных ритейлеров обвинили в картельном сговоре
С прошлого года, по подсчетам АМКУ, социальные товары — молоко, хлеб, мясо и пр. — подорожали на 20-30%
Фото: Константин Мельницкий

Антимонопольный комитет подозревает крупнейших продовольственных ритейлеров в картельном сговоре, сообщил «Капиталу» временно исполняющий обязанности главы комитета Рафаэль Кузьмин.

Название сетей он сообщить отказался, но отметил, что речь идет о крупных национальных и транснациональных компаниях. «Сейчас идет расследование. Осенью мы объявим о его результатах», — сказал Рафаэль Кузьмин.

По его словам, поводом для расследования, начавшегося в прошлом году, стало повышение цен на 20‑30 % на восемь социальных групп товаров: молоко, хлеб, мясо, масло и пр. Если вина сетей будет доказана, то размер штрафов может составить как минимум 10 % от годового оборота.

Перечень социальных товаров установлен Кабинетом министров в 1996 г. Предельные торговые наценки на них ежегодно устанавливаются решением местных администраций.

В Киеве в этом году такие надбавки на мясо птицы, вареную колбасу, сыр, сметану, молоко, масло сливочное, яйца куриные, сахар-песок, масло подсолнечное не должны превышать 10 %; на муку, макаронные изделия, крупы, сахар — 12 %; на говядину, свинину, хлеб — 15 %.

Сети не согласны с обвинением

Никакого картельного сговора на рынке продовольственного ритейла нет, уверяет генеральный директор Украинской торговой ассоциации Игорь Кишко. Уровень наценок на социальные группы товаров постоянно контролируется местными властями, добавляет совладелец продовольственной сети супермаркетов «Фуршет» Игорь Баленко. Именно поэтому, говорят они, никто не будет рисковать и завышать цены.

По словам совладельца продовольственных сетей «Таврия В» и «Космос» Бориса Музалева, конкуренция между сетями сейчас довольно высокая, поэтому ритейлерам не выгодно завышать цены на социальные группы товаров, которые и привлекают покупателей в магазины. «Сейчас на такие товары приходится 30 % всего нашего оборота в денежном выражении», — отмечает гендиректор одной из сетей продовольственных супермаркетов.

Как ранее писал «Капитал», в кризисные годы для увеличения своей маржи сети стали активно заменять социальные товары продукцией, выпущенной под собственной торговой маркой (private label). Например, повышали жирность молока на 0,1 % и тем самым выводили его из перечня товаров, наценки на которые ограничивают местные власти.

В структуре себестоимости private label нет затрат на маркетинговое продвижение и платы за бренд, поэтому сети могут продавать такую продукцию под собственной торговой маркой по цене социальных товаров, но делать 30 %-ю наценку, а не 10 %-ю.

Сегодня большинство крупных продуктовых сетей имеют private label: «Сiльпо», «Фора» (торговые марки «Премія», «Повна чаша», «Пов­на чарка»), «Фуршет» («Фуршет», «Народная»), «Велика кишеня» («Хіт продукт», «№ 1»), «Караван» («По-нашому»), «Перекресток» и «Наш Край» (одноименные торговые марки), Billa (Clever), АТБ («Выгодная цена всегда», «Веселая ферма») и пр.

Наказать ритейлеров будет сложно

«Наша сеть не будет снижать цены на социальные группы товаров, — говорит Игорь Баленко. — Мы зарабатываем на этой продукции по минимуму». Предусмотренные Антимонопольным комитетом санкции убьют сети, убежден Борис Музылев. «Если штрафы будут наложены, то сети будут обжаловать их в суде», — обещает Игорь Кишко.

10%

от годового оборота

придется заплатить в виде штрафов ритейлерам, если Антимонопольный комитет докажет наличие картельного сговора

Управляющий партнер юридической компании Astapov Lawyers Андрей Астапов говорит, что у специалистов комитета, вероятнее всего, есть только косвенные доказательства картельного сговора — синхронное повышение цен на социальные группы товаров.

«Выиграть иски у продовольственных ритейлеров на основании только этих доказательств комитету будет сложно», — говорит Андрей Астапов. Одинаковые цены на полках магазинов и синхронное их повышение, по словам эксперта, сети смогут обосновать ростом отпускной цены у поставщиков и установленной местными властями единой наценкой на продукты питания.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама