Продажи новых легковых автомобилей в июле выросли по сравнению с предыдущим месяцем на 18,2 % — до 17,9 тыс. шт., сказано в исследовании консалтинговой компании AUTO-Consulting.
Среди лидеров снизились продажи только автомобилей марки Hyundai — за месяц было продано 1338 машин, что на 0,3 % меньше, чем в июне (подробнее см. таблицу).
Скачок в продажах не позволил рынку достичь прошлогодних показателей. По данным AUTO-Consulting, в июле 2012 г. было реализовано 29,7 тыс. автомобилей, что на 13,4 % больше, чем в этом же месяце текущего года.
В целом за семь месяцев 2013 г. было продано 115,6 тыс. автомобилей, что на 6,4 % меньше, чем в январе-июле 2012 г.
Причины внезапного скачка
Как уже ранее писал «Капитал», резкий рост продаж автомобилей уже наблюдался в марте и апреле текущего года. Тогда основной причиной ажиотажа стало введение дополнительных спецпошлин на импортные автомобили с бензиновым двигателем.
В июле же покупателей к приобретению машины подстегнуло анонсированное введение утилизационного сбора с 1 сентября, поясняет начальник отдела маркетинга «Си Эй Автомотив» (официальный дистрибьютор Chery в Украине) Павел Радукан.
Напомним, 4 июля Верховная Рада приняла два закона об утилизационном сборе, а 30 июля президент Виктор Янукович подписал их. Плательщиками нового экологического сбора станут как импортеры, так и отечественные производители, кроме тех, которые могут утилизировать свою продукцию самостоятельно. В зависимости от модели и модификации ставка утилизационного сбора составит 4,7‑30,3 тыс. грн на один автомобиль.
В апреле-мае покупатели скупили большинство имевшихся в наличии на складах импортеров популярных моделей автомобилей иностранного производства, говорит директор департамента маркетинга и рекламы торгового дома «Нико» (импортер и дистрибьютор автомобилей Mitsubishi Motors) Максим Хомяк.
«Как следствие, в июне рынок столкнулся с дефицитом. Импортеры только к концу июня или началу июля смогли ввезти пользующиеся особым спросом модели, которые сразу же раскупили», — сообщил эксперт.
Он отметил, что свою роль сыграла и переориентация импортеров с бензиновых автомобилей, которые облагают спецпошлиной, на дизельные, которые под ее действие не подпадают. По словам Радукана, именно недостаток дизельных версий Hyundai и привел к снижению продаж машин этой марки.
Еще одной причиной роста продаж стало то, что импортеры сделали акцент на автомобили с двигателями 1,0 л, считает генеральный директор AUTO-Consulting Олег Омельницкий. К примеру, рост продаж машин марки Ford произошел за счет вывода двигателя EcoBoost 1,0 л, который устанавливается на многие модели этого производителя.
Прогноз на будущее
В августе, последнем месяце перед вступлением в силу законов об утилизационных сборах, так же, как и в июле, будет наблюдаться повышенный спрос, прогнозирует Омельницкий. «Август будет не хуже июля», — соглашается с ним Павел Радукан. Исходя из ситуации на автомобильном рынке за первые семь месяцев 2013 г., Омельницкий предсказывает, что в целом по году продажи автомобилей покажут отрицательную динамику.
Реализация упадет примерно на 10‑15 % — до 185‑195 тыс. шт. «Общие продажи новых легковых автомобилей за 2013 г. будут при стабильном рынке примерно соответствовать показателю за предыдущий год — 217,5 тыс. шт. При наличии стрессовых факторов, как например, введение утилизационного сбора, спад рынка может достичь 20 % по сравнению с 2012 г.», — заключает Хомяк.
По данным AUTO-Consulting, в прошлом году в Украине продажи новых легковых автомобилей сократились по сравнению с 2011 г. на 1,4 % — до 217,5 тыс. шт. В тройку самых популярных автомобильных брендов вошли: Hyundai (за 2012 г. было продано 20,6 тыс. шт.), ЗАЗ (17,4 тыс. шт.) и ВАЗ (17,3 тыс. шт.).