29 июля глава Роспотребнадзора сделал заявление о запрете ввоза кондитерских изделий компании Roshen на территорию России по причине несоответствия требованиям к качеству и безопасности. Это далеко не первое подобное решение. За последние несколько лет Роспотребнадзор запрещал грузинские вина и минеральные воды, чешский алкоголь, балтийские шпроты, сухофрукты из Таджикистана. И всегда общественность этих стран была однозначно на стороне своего производителя.
В Украине же запрет продукции Roshen стал преимущественно темой шуток в соцсетях. Соотечественники активно рисуют демотиваторы и предвкушают, какими бедами скандал обернется для политической карьеры владельца Roshen Петра Порошенко.
Пока в защиту производителя выступили лишь те, кто обязан это сделать. Министерство экономического развития и торговли Украины сформировало рабочую группу, которая сегодня должна приступить к переговорам с Россией.
Сколько будут идти переговоры, пока не понятно. Но все это время убытки будет нести не только компания Петра Порошенко, но и украинская экономика в целом. По данным ассоциации Укркондпром, до скандала ежемесячный экспорт продукции Roshen в Россию составлял в среднем 135 млн грн. А это значит, что ежемесячные потери Украины составят: валютной выручки — $ 17 млн; фонда оплаты труда работников — 4,8 млн грн; недополучения налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и единого социального взноса — 11‑13 млн грн.
Хуже всего перспективы вырисовываются для жителей Кременчуга и Винницы, где фабрики Roshen фактически являются градообразующими предприятиями. Сокращение объемов производства неминуемо повлечет за собой падение их доходов и доходов местных бюджетов.
Причина, почему страна столь легкомысленно отнеслась к проблемам Roshen, — на поверхности. Украинцы воспринимают отечественный бизнес как нечто чужеродное и искренне радуются проблемам «олигархов» даже тогда, когда плывут с ними в одной лодке. Согласно недавнему опросу Research&Branding Group, только 12,2 % украинцев уважают владельцев крупного бизнеса. Большинство же испытывает к ним чувство зависти и ненависти. Другими руководит чувство ущемленной социальной справедливости.
А это значит, что любой владелец бизнеса в случае возникновения трудностей внутри страны или вне ее гарантированно останется наедине со своими проблемами. Бизнесмену, каким бы крупным и успешным он ни был, не стоит рассчитывать на поддержку общественного мнения и даже на солидарность коллег. А в таких условиях появление первого отечественного Ходорковского является лишь делом времени.