Украинские авиакомпании неэффективно используют выделенные им маршруты. Больше всего направлений закреплено за лидером авиарынка — перевозчиком «Международные авиалинии Украины». По данным источника «Капитала» в Кабинете министров, на 30 сентября за МАУ было закреплено 190 регулярных маршрутов, из которых она использовала в январе-сентябре только 80. Но этот игрок не единственный, кто не эксплуатирует и половины выделенных направлений. «Днеправиа» летает только по 17 из 61 маршрутов, Windrose Airlines — по 10 из 26, YanAir — по 5 из 25, «ЮТэйр-Украина» — по 13 из 55. Вообще не используют маршруты «Авиалинии Харькова» (выделено 12) и Atlasjet Ukraine (16).
Меньше всего направлений в резерве есть у лоукостера Wizz Air Ukraine — они освоили 26 маршрутов из 48 выделенных.
Сложные подсчеты
Информация о выделенных и используемых направлениях не является коммерческой тайной, но авиакомпании и профильные ведомства неохотно ее предоставляют. На соответствующий запрос «Капитала» не ответила ни Государственная авиационная служба, ни Министерство инфраструктуры. Опрошенные авиакомпании данные «Капитала» ни опровергнуть, ни подтвердить не смогли. «Эта информация, вероятнее всего, достоверна», — сказала пресс-атташе Windrose Airlines Виктория Выходцева. Генеральный директор Wizz Air Ukraine Акош Буш сказал, что авиакомпания стремится использовать столько выделенных направлений, сколько будет коммерчески целесообразно. «Текущая ситуация в Украине ослабила спрос на путешествия в некоторые регионы, и это влияет на то, какие рейсы мы выполняем. Как только ситуация и рыночные условия улучшатся, мы вернем наши мощности, чтобы выполнять больше рейсов из Киева и Львова», — заверил он. Примерно то же говорит и Выходцева: в следующем году Windrose Airlines планирует задействовать весь свой потенциал при условии стабилизации на рынке авиаперевозок. МАУ на запрос «Капитала» не ответила.
Все авиаперевозчики набирают маршруты по максимуму, чтобы построить сеть, поясняет директор туристической компании «Стиль Авиа» Евгений Хайнацкий. «Если одного важного направления не хватает, может сразу несколько маршрутов не полететь», — объясняет он возможное неиспользование маршрутов.
110 регулярных маршрутов не использует лидер авиарынка «Международные авиалинии Украины»
Эксперт по вопросам транспорта Александр Кава рассказывает, что до весны прошлого года действовали старые правила выделения маршрутов, которые не предусматривали возможности отзыва выделенных частот, а сам процесс распределения был закрытым и непрозрачным и для участников рынка, и для общественности. Авиакомпания, подавая заявки на новые направления, опиралась на старые правила, чтобы застолбить за собой то или иной направление на будущее или не дать летать конкурентам, продолжает он. «Сами получали назначения, которые не использовали, и другим не давали летать по этим направлениям», — резюмирует эксперт.
Возможен шаг назад
Весной прошлого года ситуация изменилась. Министерство инфраструктуры разрешило отзывать маршруты, если они не эксплуатируются в течение 12 месяцев. Но, по словам старшего юриста юрфирмы Marchenko Danevych Андрея Гука, норма не является жесткой. «Таким правом комиссия может воспользоваться в случае нарушения авиакомпанией определенных условий, на которых она его получила», — говорит он. Юрист отмечает, что сейчас комиссия фактически не ограничивает права авиакомпаний до тех пор, пока какой‑то другой перевозчик не подаст заявку с бизнес-планом на направление, которое не использует прежний. «Но учитывая реакцию МАУ на ограничения их прав по маршрутам Киев — Стамбул и Одесса — Тель-Авив, которые они частично не выполняли, сейчас комиссия не будет рисковать ограничивать права авиакомпании, пока не закончатся судебные разбирательства МАУ против Мининфраструктуры в контексте данных ограничений», — считает Гук.
Как ранее писал «Капитал», в начале июля комиссия Мининфраструктуры и Госавиаслужбы, которая распределяет направления, ограничила МАУ в частотности на направлениям Киев — Стамбул (с 16 еженедельных рейсов до 14) и Одесса — Тель-Авив (с 7 до 5). Освободившиеся частоты отдали Atlasjet Ukraine. Не согласившись с этим решением, МАУ подала в суд на Мининфраструктуры, потребовав вернуть урезанные частоты. Этот судебный процесс пока не завершен.
По словам Кавы, сейчас Госавиаслужба и МАУ пытаются отменить ныне действующие правила и принять другие, которые не будут предусматривать возможности отзыва назначений.