Целью первых международных налоговых соглашений, которые появились еще в 1920‑х гг., было устранение двойного налогообложения. Лига Наций (предшественник ООН) пришла к выводу, что несогласованные действия национальных налоговых систем являются помехой экономическому процветанию. Тогда усилия государств были направлены на помощь бизнесу, только выходящему на международную арену.
К началу XXI века ситуация кардинально изменилась. Сегодня мультинациональные корпорации получают доходы, сравнимые с государственными бюджетами, и производят большую часть всемирного валового продукта. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, объединяющей 34 страны с развитой экономикой и представительской демократией, торговые операции внутри мультинациональных корпораций составляют около 60 % всей международной торговли. Трансфертное ценообразование позволяет крупному международному бизнесу не только оптимизировать налоговую нагрузку, выбирая, в какой стране платить налоги, но и подгонять финансовые результаты дочерних компаний под плановые показатели.
Согласно последнему отчету аудиторской и консалтинговой компании EY «Global Transfer Pricing Survey 2013», фискальные органы 46 из 48 государств, в которых проводилось исследование, намерены в ближайшее время усилить контроль за трансфертным ценообразованием. И если в 2007 г. штрафные санкции накладывались в 15 % случаев выявления нарушений в этой сфере, то в 2010 г. — в 19 %, а в 2012 г. — в 24 %.
Подобные тенденции получили распространение не только в кризисном Евросоюзе или борющихся с бюджетным дефицитом США, но и в быстроразвивающихся странах, таких как Индия, Китай или Бразилия. Практически все опрошенные EY руководители компаний сообщили не только об увеличении частоты налоговых проверок, но также об их строгости. При этом все чаще формальное выполнение всех требований не принимается налоговыми чиновниками во внимание. Так, в 85 % государств, в которых проводилось исследование, представители бизнеса заявили об участившихся случаях, когда документация по трансфертному ценообразованию попросту не принималась в расчет фискальными органами. И такую политику поддерживают на самом высоком уровне. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон считает, что «агрессивная» оптимизация налогов является, по сути, уклонением от их уплаты и требует соответствующей реакции.
И общество такие действия поддерживает. По мнению экспертов крупной британской PR-компании «Pelham Bell Pottinger», в атмосфере сегодняшнего аскетизма люди хотят, чтобы каждый внес свою лепту, и чем известнее бренд, тем большей гражданской сознательности от него ждут.