За девять месяцев этого года таможенное оформление товаров на украинской границе приостанавливалось 2,2 тыс. раз по подозрению в нарушении прав интеллектуальной собственности. Об этом сообщила вчера Государственная фискальная служба (ГФС). Во всех случаях ведомство оперативно ставило в известность правообладателей для принятия решений.
Такое количество обращений в этом году наблюдается неспроста, сходятся во мнении юристы, опрошенные «Капиталом». ГФС ведет таможенный реестр объектов права интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, торговые марки, географические указания и пр). Как выяснил «Капитал», в 2013‑2014 гг. в этот реестр было внесено рекордное количество объектов — более 1550. А всего в список включено 2198 объектов. «По моим оценкам, в таможенном реестре около 700 записей о промышленных образцах сделаны с явно недобросовестными целями, а именно — чтобы препятствовать хозяйственной деятельности лиц, перемещающих через границу товары», — заявила партнер AstapovLawyers International Law Group Наталья Мещерякова.
Права ушли в Китай
В последние годы в Украине активизировалось такое явление, как патентный троллинг. Причем процветает он абсолютно на ровном месте. Это не какие‑нибудь высокотехнологичные изобретения (хотя, например, Apple тоже занесла в реестр в июле этого года свой iPhone). Последние обновления реестра показывают, что данные о своих патентах с целью контроля прохождения товаров через границу предоставили ряд офшорных компаний или просто физлиц, иностранцев. Например, россиян.
Чего только стоят права Zhi Sheng Holdings Ltd. (Гонконг), которая в сентябре-октябре подала в ГФС данные о патентах на вешалки для одежды, шариковую ручку, крышку от бутылки, сковородку, прищепку, бахилы. Производит ли Zhi Sheng Holdings Ltd. эти товары на самом деле? Вряд ли. Дело в том, что указанные патенты были переданы ей от различных патентных троллей, которые уже были замечены на спекуляциях с интеллектуальной собственностью.
2,2 тыс. раз за 9 месяцев этого года приостанавливалось таможенное оформление товаров на украинской границе по подозрению в нарушении прав интеллектуальной собственности
Как ранее писал «Капитал», львовяне Кирилл Голиусов, Александр Листвак, Виталий Голев через фирму «Формула Брок» оформили в прошлом году различные эксклюзивные патенты на планшеты, зубочистки, палочки для мороженого, перчатки, вешалки для одежды и т. д. С недавнего времени многими из них распоряжается гонконгский офшор.
По словам Мещеряковой, на уведомление иностранных компании о начале судебного процесса по Гаагской конвенции отводится до шести месяцев. Это может растянуть сроки судебных споров и отбить желание у импортеров спорить с троллями. Поэтому в переводе прав на офшоры есть смысл.
Автомобильный бум
Но хит этого сезона — даже не упомянутые товары широкого потребления. Больше всего внимание регистраторы патентов уделили в текущем году автомобильным запчастям. Одни и те же типичные автомобильные детали регистрировались разными лицами по несколько раз. К компаниям, о которых ранее уже писал «Капитал» (например, фирмы «Агенція передових технологій» («Саюри Инвест Инк», Панама), «Дизайн Аутомотів» («Віджей Аутомотив Партнершип», Кипр), «Ви.Джей.Тайрс. Протектор» («Форленд Менеджмент Корпорейшн», Панама) в общей сложности получили почти 30 % всех выданных патентов в 2013 г.), добавились еще и частные лица.
В частности, жительница Харькова Яна Белозерова в августе-сентябре обзавелась несколькими десятками патентов на запчасти. На вопрос «Капитала», производит ли она подобную продукцию, Белозерова решила не отвечать. «Этот вопрос неадекватный», — сказала она.
Случаев, когда обладатели патентов пытаются блокировать товар на границе, пока немного. Но уже встречаются довольно серьезные по стоимости партии товара прецеденты. Например, «Ви.Джей.Тайрс. Протектор» этой весной пыталась добиться ареста партии шин Нижнекамского завода грузовых шин на Николаевской таможне. Но к осени проиграла в судах.
Впрочем, Мещерякова говорит, что многие компании все‑таки готовы платить троллям отчисления. «Запчасти завозят много небольших дистрибьюторов, для которых сроки простоя на таможне являются особенно болезненными», — отмечает юрист. А в суд они вряд ли пойдут.