Інтереси

тенденции

Отечественные банки стараются сохранить крупных клиентов с помощью альтернативных кредитам операций

Украинские банки охотятся за крупными клиентами с помощью новых сервисов
Чаще других новыми услугами банков интересуются клиенты, специализирующиеся на интернет-бизнесе, разработке инновационных продуктов и В2В
Фото: Fotobank.ua

Украинским финансовым учреждениям приходится внедрять новые продукты и сервисы, которые могут принести доход. Это особенно актуально сейчас, когда предложение классических банковских продуктов (кредитования, к примеру) сокращается или временно приостановлено. «Банки стали переходить к продажам услуг, генерирующим комиссионные доходы. Соответственно, приходится придумывать такие продукты, которые дают преимущество перед конкурентами», — рассказал «Капиталу» заместитель председателя правления банка «Национальный кредит» Петр Пекур. Среди наиболее активно внедряющих новые сервисы, по словам экспертов, — ПриватБанк, Альфа-Банк Украина, ПУМБ, Райффайзен Банк Аваль.

Кредит дороже дружбы

Привлекательность банка зависит прежде всего от надежности, доступности услуг и качества сервиса. Так считают клиенты, в том числе крупные юрлица, которыми банкиры особенно дорожат. «Если в 2013-м клиенты делали акцент на уровне процентных ставок и размере тарифов, то в нынешнем году огромную роль играют скорость прохождения платежей, ликвидность обслуживающих банков и возможность кредитования», — подчеркнул Пекур.

Крупным банковским клиентам сегод­­ня в первую очередь важна устойчи­вость финструктуры и ее способность выполнять обязательства. «Главное — это уровень ликвидности финучреждения и своевременное проведение платежных операций клиентов», — утверждает заместитель председателя правления ПУМБ Алексей Волчков.

Второй аспект привлекательности банков, как отметили крупные клиенты, — его возможность продавать валюту. «Сегодня НБУ редко выходит с интервенцией на межбанк и не удовлетворяет заявки финструктур по валюте. Многие импортеры-экспортеры не могут купить валюту у банков и несут убытки, не выполняя обязательства по контрактам. Поэтому для этого сегмента клиентов очень важна способность банка своевременно обеспечить их валютой», — говорит начальник управления региональных продаж департамента развития бизнеса Авант Банка Александр Самокиш.

Третий козырь в конкурентной борьбе — готовность банка кредитовать. Особенно это интересует крупных клиентов, которые не могут выполнять ужесточившиеся в 2014 г. требования банкиров к заемщикам и нуждаются в финансовой поддержке. «Если в прошлом году на рынке было достаточно много кредитующих банков, то в этом их стало гораздо меньше. Поэтому банк, выдающий ссуды, становится на уровень выше остальных финучреждений», — отмечает Пекур. В результате сформированная годами успешного сотрудничества дружба клиентов и банков разрушается. «Клиент вынужден менять свой банк на тот, который может обеспечить его потребности в финансовых ресурсах», — констатирует Самокиш.

При этом банки стали больше интересоваться клиентами из сферы агробизнеса. «Поскольку украинская экономика в последнее время становится все более аграрной, именно работа с крупными агрохолдингами и фермерскими хозяйствами наиболее перспективна», — полагает директор департамента корпоративного бизнеса Укринбанка Лилия Лысич. Поэтому, уточнила она, на первый план выходят вопросы расширения продуктовой линейки банков для предприятий сельскохозяйственного и перерабатывающего комплексов.

Навстречу клиентам

По оценке финансистов, больше всего новыми услугами и сервисами банков интересуются клиенты, специализирующиеся на интернет-бизнесе, разработке и продаже различных инновационных продуктов, В2В.

Финучреждения развивают такие на­­правления, как интернет-банкинг, кэш-менеджмент, факторинг, международное финансирование, клиринг. К примеру, ПУМБ в этом году внедрил для клиентов-юрлиц сервис онлайн-заявки факторинга (услуга факторинга заключается в том, что клиент уступает банку свою дебиторскую задолженность, львиную долю которой ему сразу выплачивает банк). ПУМБ активно продает эту услугу через каналы компаний-партнеров, что позволило ему в III квартале 2014 г. стать лидером по объему портфеля факторинга. Это направление развивают также UniCredit Bank, Райффайзен Банк Аваль и др.

В Укринбанке, по словам Лысич, в этом году сделали ставку на банковские гарантии. Они проводят операции по выпуску всех видов банковских гарантий по заявкам клиентов, стараясь максимально ускорить процедуру рассмотрения заявок.

В Альфа-Банке сообщили, что недавно запустили новый сервис для корпоративных клиентов. Нововведение позволяет предприятию быстро принимать платежи от физлиц и предпринимателей с помощью специального платежного терминала банка и без участия кассиров. Для оплаты товара или услуги покупателю необходимо ввести код платежа и вложить необходимую сумму в специальное окно терминала, который самостоятельно определит номинал и количество купюр, пересчитает вложенную сумму и проведет платеж. «Запуск подобных проектов — довольно дорогое удовольствие. Это и приобретение техники, и разработка программного обеспечения, и многое другое. Далеко не все банки готовы вкладывать деньги в новые направления в сложной экономической ситуации», — констатирует вице-президент, директор по транзакционному бизнесу Альфа-Банка Украина Владислава Гузенко. Установка терминала и мгновенное зачисление средств на счета клиентов осуществляются банком бесплатно. Но Альфа-Банк берет комиссионное вознаграждение за прием платежей. Размер комиссии в финучреждении не назвали, но сообщили, что он зависит от объема денежных средств, которые будут переводиться терминалом.

В поисках дохода

Комиссионные в условиях падения других заработков становятся основным источником доходов для банков. В этом году их размер вырос, но меньше всего — для крупных клиентов.

В частности, по наблюдениям Само­киша, больше всего увеличилась комиссия за снятие наличной гривни с текущих счетов. Повысились также, по словам Пекура, комиссии за операции на межбанковском валютном рынке — в связи со вступлением в силу ряда постановлений Нацбанка об обязательной продаже валютной выручки корпоративными клиентами. По мнению банкира, до конца года размер банковских комиссий может вырасти по сравнению с 2013 г. в среднем на 20 %. «Могут увеличиться комиссии расчетно-кассового обслуживания и кэш-менеджмента, которые будут адекватными уровню инфляции в стране. Однако на фоне ужесточившийся конкуренции мы не прог­нозируем значительного повышения цен на банковский сервис для крупных клиентов», — сказал Волчков.

Банкиры с сожалением констатируют: развитие новых сервисов и банковского сектора Украины в нынешних условиях тормозит низкая ликвидность финансовой системы, причиной которой отчасти стал массовый отток депозитов населения в 2014 г. При этом главной проблемой банков остается низкая деловая активность и недостаточное количество валютной выручки, поступающей в страну от экспортеров. «Банки по‑разному решают свои проблемы, но чтобы финучреждения развивались, а не выживали, нужно нормализовать политическую ситуацию в стране и окончательно стабилизовать национальную валюту», — подытожил Волчков.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама