Проблемы с банковским кредитованием привели к росту объемов рынка финансовых пирамид, которые часто маскируются под кредитные союзы, администраторов в группах и финансовые компании. Сборы таких компаний выросли в прошлом году на треть, считает руководитель юридической группы LEX Богдан Хаустов.
Меньшими силами
«Люди нуждаются в кредитах, но не могут получить их в банковском секторе, поэтому вынуждены обращаться в компании, которые обещают кредиты под низкие проценты или беспроцентно», — рассказывает Хаустов.
В 2013 году, по данным Нацкомфинуслуг, таких компаний в Украине насчитывалось свыше 40. Данных за 2014 год нет, но по оценкам Богдана Хаустова, их количество снизилось на 20-30%. «Во Львовской и Днепропетровской областях правоохранителями были закрыты сети таких компаний. А обманутые вкладчики не дали работать мошенникам в Киеве и Одессе», — уверяет Хаустов. Но добавляет, что собственники закрытых финансовых пирамид регистрируют новые компании под другими названиями и продолжают ту же деятельность под другими «вывесками».
Дорогие консультанты
Суть ее сводится к обещаниям выдать кредит под низкий процент и без залога. Но прежде, чем получить кредитные деньги, человек должен внести первый взнос и оплатить страховку. Как правило, на этом отношения между потенциальным кредитором и заемщиком заканчиваются — кредиты люди так и не получают. «Договоры с финансовыми пирамидами заключаются на оказание информационных или консультационных услуг, поэтому человеку потом сложно доказать в суде, что он платил первый взнос по кредиту, а не вносил деньги за услуги консультантов», — признает Хаустов. Так, к примеру, произошло с одним из клиентов харьковской компании «Ятесс», который в 2014-м году пытался доказать в судах Харьковской области, что первый взнос в размере 10,5 тыс грн и страховые премии в размере 750 и 250 грн были обязательным условием для получения кредита в размере 350 тыс грн, а не оплатой информационных, консультационных и разъяснительных услуг. Апелляционный суд Харьковской области принял решение не в пользу истца, так как договоры были заключены на эти услуги.
«Последний год финансовые пирамиды стали еще более системными и сильными структурами. Эти компании нанимают хороших финансовых консультантов, которые умеют работать с клиентами. Особенно с теми, кто хочет купить недвижимость или автомобиль, но не может одолжить денег у банка — с таких людей стараются вытянуть все отложенные на покупку деньги», — констатирует Хаустов.
Страх и совесть
В то же время, по его словам, половина страховщиков, которые работали с финансовыми пирамидами в 2013-м, в прошлом году в таких операциях уже не участвовали.
«Могу сказать, что мои клиенты за последний год жаловались только на две страховые компании „Укркомстрах“ и „Традо“, — сообщил Хаустов. На запрос „Капитала“ в „Традо“» не ответили, а в компании «Укркомстрах» сообщили, что считают подобные заявления в свой адрес клеветой, порочащей деловую репутацию, в связи с чем сами обратились в правоохранительные органы. «До вынесения обвинительного приговора суда мы воздерживаемся от комментирования противоправных действий, совершенных в отношении нашего предприятия», — сообщил руководитель «Укркомстраха» Денис Руденко.
Ждут закона
В Нацкомфинуслуг, регулирующей рынок кредитных союзов, администраторов в группах и финансовых компаний, признают, что проблема с финансовыми пирамидами существует, но ее решение, по мнению регулятора финансового рынка, находится в компетенции правоохранительных органов и судов. «Прежде, чем обращаться за кредитом в сомнительные структуры, нужно проверить на сайте комиссии, числятся ли они в реестре финансовых компаний. Если не числятся — тогда это мошенники и ими должны заниматься правоохранительные органы», — говорит член Нацкомфинуслуг Александр Залетов. По его словам, больше возможности бороться с финансовыми пирамидами у комиссии будет после принятия Верховной Радой закона о запрете финансовых пирамид, проект которого был одобрен парламентом в первом чтении еще два года назад.
«Мы сегодня работаем над поправками к этому проекту. К концу года закон может ступить в силу», — надеется Александр Залетов.