С каждым днем 2014 год все больше и больше напоминает 2005‑й, прошедший в разговорах о реформах на фоне склок среди команды победителей. Как и тогда, практически не осталось такой сферы жизни, которую власти не обязались бы реформировать. Однако реформ все так же нет, уровень коррупции не уменьшился, СМИ не стали более честными. Все, что получили украинцы, — войну и крах экономики. Вину за это можно возлагать на тяжелое наследие «антинародного режима», на Януковича или на Путина. Тем не менее это никак не меняет тот факт, что у власти ничего не получается.
Уровень профессионализма представителей новой команды нередко не выдерживает никакой критики. О том, что среди тогдашней оппозиции мало специалистов, но много демагогов и просто мелких жуликов, много говорилось во времена Майдана. Но поскольку такие характеристики звучали зачастую из уст политических противников, общество мало придавало этому значения. К сожалению, зачастую это вовсе не было клеветой.
Практически все, кто умел и хотел работать, так или иначе были встроены в систему власти, созданную Януковичем, или занимались бизнесом, который сосуществовал с ней в тесном симбиозе. Даже общественные активисты и честные журналисты были частью системы, опосредованно принимая участие в войне одних олигархов из окружения Януковича против других. Те же, кто по какой‑то причине не попали в обойму и оказались в оппозиции, вовсе не обязательно были честнее или лучше. Зачастую они были отторгнуты самой системой из‑за жадности и глупости.
Янукович был по‑своему эффективен. Он не менял систему к лучшему и в конце концов поплатился за это. Но он использовал все ее возможности. Грубо говоря, возглавил коррупцию, вместо того чтобы бороться с ней. И этим сочетанием административных и полукриминальных методов заставлял работать госмашину.
На Майдане оппозиция обещала отказаться от жизни по понятиям, но к этому оказались не готовы не только политики, но и их избиратели. Часто можно услышать, что после Майдана люди изменились. Тем не менее в новой Украине все так же продают голоса за гречку и все так же нужен Клименко. Без него налоги не платит не только Коломойский, но и тысячи мелких предпринимателей, стоявших на Майдане. Так же, как патриоты-чиновники не хотят работать за мизерную зарплату, а милиционеры не горят желанием умирать в Донбассе. Власть не знает, что с этим делать. И все более очевидно, что она не на своем месте.
После Оранжевой революции разочарование населения быстро вернуло Партию регионов. Сейчас реставрация невозможна — слишком много крови пролито. Выводить страну из кризиса будут другие люди. При этом общество постепенно дозревает до принятия любого негодяя, который сделает хоть что‑нибудь. Это, а не доллар по 16 гривен — самое печальное последствие Майдана.