Во всем мире компании по страхованию жизни, активно экспортируя свои страховые услуги, зарабатывают валюту для экономик своих стран. В Украине эти услуги тоже экспортируются. К примеру, объемы поступления страховых платежей от нерезидентов в 2014 г. составят свыше 6 млн грн, что в 5,5 раза больше, чем в 2008 г. Из них 10 % платежей по страхованию жизни приходится на юрлиц и 90 % — на физических лиц.
Нерезиденты покупают в основном полисы накопительного страхования жизни (около 95 %). Неудивительно, ведь у страховщиков в странах бывшего СССР, например России, Беларуси, Молдове, Казахстане и Узбекистане, нет такого широкого продуктового ряда, который есть на рынке страхования жизни в Украине. При этом у нас представлены дочерними предприятиями большинство крупнейших страховщиков Европы, а гарантированная доходность полисов страхования жизни в валютном эквиваленте выше, чем в странах ЕС. Таким образом, у наших страховых компаний есть хорошая возможность расширить бизнес за счет нерезидентов.
Если бы не Налоговый кодекс. По идее, налоговое законодательство должно стимулировать отечественных страховщиков работать в этом сегменте. Но в Украине ситуация прямо противоположная — при страховых выплатах нерезидентам наши компании по страхованию жизни должны платить 12 %-й налог за свой счет. Так, в 2013 г. страховщик, осуществил страховую выплату родственниками умершего иностранца в размере 256 тыс. грн. и вынужден был уплатить налог в размере 30,7 тыс. грн.
К большому сожалению, в компании по страхованию жизни нет предсказателей, поэтому она просто физически не может предусмотреть размер такого налога в тарифе. И должна относить эти расходы на убытки.
Такой подход экономически не стимулирует рынок страхования жизни наращивать экспорт услуг. Тогда возникает вопрос: зачем Украина стала членом ВТО и открыла рынок для страховых продуктов и компаний из-за рубежа, если нашим игрокам закрыла доступ на рынки этих стран?
Александр Залетов, президент ЛСОУ