Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации (НКРСИ) направила распоряжение мобильному оператору «МТС Украина» об устранении нарушений лицензионных условий. Как сообщил «Капиталу» собеседник в ведомстве, внеплановая проверка компании была проведена по обращению одного из абонентов.
Примечательно, что на прошлой неделе похожее распоряжение было направлено и «Киевстару». Проверка выявила, что компания незаконно отключила абонента. Впрочем, в «Киевстаре» не знают, как устранить это нарушение. Отключение клиента по подозрению в мошенничестве было произведено более чем полгода назад, а в скором времени он был снова подключен.
Количество претензий увеличивается
Регулятор констатирует: число жалоб на оказание услуг связи резко увеличивается. Причем большинство из них связано с отключением клиентов от сети и начислением платы за услуги. В 2012 г. количество претензий увеличилось на 53 % по сравнению с 2011 г. и составило почти 2,5 тыс. Число жалоб на мобильных операторов за год выросло более чем в два раза. Глава НКРСИ Петр Яцук в апреле заявил, что это ненормальная ситуация. И теперь комиссия будет анализировать жалобы каждые полгода. В случае отсутствия позитивных сдвигов будет применяться регуляторное влияние.
В 2012 г. на «Киевстар» пришло 161 обращение (6,3 жалобы на 1 млн абонентов), на «МТС Украина» — 70 (3,5), на «Астелит» (торговая марка life:)) — 14 (1,3). И. о. главы НКРСИ Александр Речкалов вчера сообщил «Капиталу», что только за первое полугодие 2013 г. на мобильных операторов в общей сложности пожаловались 611 раз. «И до сих пор в Нацкомиссию по вопросам регулирования связи продолжают поступать обращения и жалобы граждан, в том числе по поводу предоставления операторами некачественных услуг мобильной связи», — отметил он.
Причина в новых правилах
Директор по корпоративному управлению и контролю «МТС Украина» Олег Проживальский говорит, что увеличение количества зафиксированных нарушений закона со стороны операторов вовсе не означает, что их стало больше. «Просто сейчас идет притирка регулятора и бизнеса», — подчеркнул он.
По его словам, чуть более полугода назад вступили в силу новые правила предоставления услуг. И в них есть ряд новых требований, поэтому операторам необходимо время подстроиться. «Например, недавно регулятор упрекал нас в том, что мы предоставили услугу, которую абонент не заказывал», — рассказывает Проживальский. Речь идет об услуге «Гудок» (рингбэктон). «МТС Украина» предоставила ее абоненту на месяц в бесплановое пользование, но по истечении этого периода клиент от нее не отказался и с его счета снимались деньги. Регулятор доказал, что это незаконно, а оператор пообещал больше таких нарушений не допускать.
Пресс-секретарь life:) Оксана Рудюк считает, что рост жалоб абонентов может быть обусловлен также и существенно увеличивающейся нагрузкой на сети операторов в связи с бесплатными внутрисетевыми звонками и увеличением потребления дата-сервисов, которые требуют постоянного роста емкости сети. Она добавляет, что их сеть самая новая (мобильной инфраструктуре не более семи лет, в то время как у лидеров рынка — до 15), поэтому и сбоев меньше.