Оптимизация ритейла приводит к увеличению пустующих торговых площадей. В I квартале 2015 г. вакантность торговых центров Киева может достигнуть 18‑20 %, прогнозирует генеральный директор группы компаний «Ультра» (сети Baldinini, Levi’s, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) Андрей Макаров. «Около 15‑20 % магазинов не переживут этот сезон и вынуждены будут закрыться», — отметил он.
Заменить ушедших ритейлеров некем: существующие сети практически полностью заморозили свое развитие, а иностранцы отложили планы по выходу в нашу страну. Дополнительным фактором, стимулирующим увеличение пустующих площадей, является появление нового предложения на рынке, говорит руководитель отдела торговых площадей компании JLL в Украине Анна Чуботина. Девелоперы объявили о планах ввести в эксплуатацию в 2015 г. сразу четыре новых торговых центра: Respublika, Retroville, Blockbuster Mall и Lavina Mall общей арендной площадью 424,5 тыс. кв. м. В результате суммарное предложение на рынке торговой недвижимости Киева достигнет 1,2 млн кв. м.
Большое падение
Резкий рост уровня вакантности зафиксирован на рынке торговой недвижимости уже в этом году. Например, если в начале 2014 г. пустовало 1,7 % площадей, то, согласно данным JLL, в III квартале — уже 9,5 %. «Это наивысший показатель за всю историю рынка торговой недвижимости Киева. Для сравнения: в 2009 г. [период разгара мирового финансового кризиса] в торговых центрах вакантными были около 5 % помещений», — сказано в сообщении компании. Количество свободных площадей увеличилось, несмотря на относительно небольшой рост предложения. Как ранее писал «Капитал», в 2014 г. девелоперы рассчитывали построить рекордный объем торговых помещений, но из‑за начавшейся девальвации пересмотрели свои планы. За три квартала столичный рынок пополнился 60 тыс. кв. м торговых помещений. До конца года новые объекты вводить в эксплуатацию не планируется, поэтому суммарный объем нового предложения в 2014 г. будет практически на 50 % меньше по сравнению с 2013 г.
9,5% составил уровень вакантности торговых центров Киева по итогам третьего квартала
К росту вакантности приводит оптимизация сетями своего бизнеса: практически все игроки сейчас закрывают неприбыльные магазины, многие из которых выполняли имиджевую функцию. Например, об этом свидетельствует массовый уход торговых точек с центральных улиц Киева, где сейчас, по данным консалтинговой компании Colliers International (Украина) пустует каждый пятый объект. Еще в прошлом году найти свободное помещение тут было практически нереально. Помимо прочего, в 2014 г. с рынка ушло сразу несколько сетей: одежные Lee Cooper, River Island, Esprit и др., а также обувная Minelli.
Сети получат льготы
Ритейлеры вынуждены сокращать затраты из‑за непрогнозируемого падения продаж. По данным совладельца компании Zeebra (сети Butlers, Six, I am, Glossip, Peacocks) Дмитрия Ермоленко, за десять месяцев этого года продажи у сетей сократились на 30‑50 % по сравнению с январем-октябрем прошлого года. «Цены на одежду выросли на 40‑70 %, в зависимости от группы товаров», — поясняет причину падения собеседник издания.
Из-за резкого скачка курса доллара с 13 до 16 USD / UAH за последние полторы недели сети вновь повысили цены на товары еще на 15 %. «Продажи просели на 20 %», — сетует Макаров. Большая часть ритейлеров приступили к новому раунду переговоров с торговыми центрами с просьбой снизить арендные ставки. Руководитель сети «Алло» Валерий Золотухин говорит, что предложил торговым сетям установить арендные ставки в гривне, без привязки к иностранной валюте. Другие игроки, как ранее писал «Капитал», хотят привязать аренду исключительно к проценту от оборота. Эксперт рынка Вадим Зинченко предполагает, что арендодатели вынуждены будут пойти на уступки, а также работать над увеличением посещаемости торговых центров.