В ноябре в Нью-Йорке традиционно проходит серия крупнейших торгов сезона. Именно от этих торгов участники рынка обычно ожидают ценовых рекордов, именно для них аукционные дома приберегают лучшие лоты. К нынешней серии Christie’s и Sotheby’s готовились особенно тщательно и предложили беспрецедентное количество качественных лотов. Поэтому рекордов тоже получилось много.
Классики
Старт большим ноябрьским торгам дал вечерний аукцион Sotheby’s, состоявшийся в Нью-Йорке 4 ноября. Главной интригой была сумма, за которую уйдет топ-лот — скульптура «Колесница» Альберто Джакометти. Эстимейт не разглашался, но в Sotheby’s рассчитывали на $ 100 млн. При этом все понимали, что в аукционном доме ждут на самом деле еще большего: нового рекорда, то есть не менее $ 104,3 млн, как за «Идущего человека» (работа Джакометти, проданная в 2010 г.). В итоге «Колесница» была продана за $ 101 млн, что для многих стало разочарованием. Зато никого не разочаровал результат «Головы» Амедео Модильяни. Каменная скульптура, от которой ожидали продажи за $ 45 млн, ушла за $ 70,7 млн. В итоге Sotheby’s выручил за вечерние торги рекордные $ 422 млн.
Торги модернистами и импрессионистами Christie’s прошли 5 ноября с гораздо менее впечатляющим результатом в $ 165,6 млн. Главной удачей стала продажа «Весны» Эдуара Мане. Этот женский портрет основателя импрессионизма при эстимейте в $ 25‑35 млн был продан за $ 65,1 млн и установил новый аукционный рекорд на произведения художника.
Современники
Серию торгов современным искусством начал аукционный дом Sotheby’s 11 ноября. Самым дорогим проданным лотом стало полотно «№ 21 (Красный, коричневый, черный и оранжевый)» абстрактного экспрессиониста Марка Ротко. Картина ушла за $ 44,9 млн, не оправдав ожиданий аукционного дома, который рассчитывал хотя бы на $ 50 млн. А главной удачей стала продажа «Флага» одного из ведущих представителей поп-арта Джаспера Джонса. При верхнем эстимейте в $ 20 млн картина, изображающая американский флаг, ушла с молотка за $ 36 млн — это аукционный рекорд для Джонса. Еще один рекорд установило полотно «Персонаж» Александра Колдера. Он более известен как автор динамических скульптур, но периодически создает и картины. «Персонаж» купили за $ 1,87 млн, и произведение стало наиболее дорогой живописной работой Колдера. В целом эти вечерние торги принесли Sotheby’s $ 343,7 млн — в рамках ожиданий, но меньше, чем в ноябре прошлого года, когда аукционный дом выручил $ 380,6 млн.
Более успешным оказался дом Christie’s, чьи торги прошли 12 ноября. Главное внимание было приковано к двум шелкографиям Энди Уорхола — «Тройной Элвис» и «Четыре Марлона». Произведения ранее не выставлялись на торги, но постоянно были на виду, поэтому желающих купить их должно было быть немало. Для обеих работ эстимейты не оглашались, однако аукционный дом планировал получить за каждую как минимум $ 60 млн. В итоге «Тройной Элвис» ушел за $ 81,9 млн, а «Четыре Марлона» — за $ 69,6 млн. Ни одна из шелкографий не побила предыдущий рекорд Уорхола — $ 105 млн за «Аварию серебряной машины». Зато работы помогли Christie’s собрать рекордные $ 852,9 млн за торги в целом. Рекорды же установили картины Сая Твомбли, Эда Рушей, Питера Дойга, Мартина Киппенбергера, Синди Шерман и еще девяти авторов.
Секрет успеха Christie’s и просчета Sotheby’s — в коллекционерах, с которыми работают аукционные дома. Sotheby’s делает ставку на американских покупателей — на вечерних торгах иностранцев было всего 40 %. Christie’s же смотрит на Восток. Только китайские коллекционеры обеспечили 22 % продаж — это вдвое больше, чем в прошлом году. Вообще же на торги Christie’s зарегистрировалось 500 участников из 43 стран. «Это такой замкнутый круг: мы привлекаем новых покупателей, поэтому у нас растут цены. И поэтому продавцы несут хорошие лоты именно к нам. И у нас снова появляются новые покупатели», — объясняет генеральный директор Christie’s Стивен Мерфи.