Продажа билетов на зрелищные мероприятия через всемирную сеть постепенно вытесняет традиционные каналы. По оценкам крупнейших интернет-сервисов, за последний год доля реализованных онлайн-билетов превысила 50 %.
Основатель сервиса karabas.com (занимает около 30 % всего билетного рынка Украины) Максим Плахтий рассказал, что в 2012 г. онлайн-продажи занимали всего 7 % в общих продажах билетов его компанией. В 2013 г. их доля уже выросла до 35 %, а в 2014 г. — до 68 %. В компании «Интернет-билет», которая реализует билеты в разных регионах, а в Харькове и Днепропетровске занимает примерно 70 % этого рынка, также говорят о похожих тенденциях. По словам директора компании Михаила Бондаренко, продажи репертуарных мероприятий через интернет увеличились до 50 %. Хотя гастрольные мероприятия остались на уровне минувшего года и составили 30‑35 %.
Традиции и новаторство
«Электронные билеты развиваются, потому что люди все больше ценят свое время и не хотят выстаивать очереди в кассу», — объясняет аналитик Украинской ассоциации директ-маркетинга Мария Авраменко. По данным исследования, которое недавно провела ассоциация, объем продаж билетов через интернет в Украине в 2013 г. составил порядка $ 17,5 млн. Это пятый по величине товарный сегмент отечественного рынка электронной коммерции, общий объем которого, согласно исследованию, достигает $ 2 млрд.
Как сообщила Авраменко, лидерами по продаже билетов являются karabas.com и parter.ua. Отдельно в этой категории она выделяет также сервис 2Show, который предоставляет клиентам кинотеатров возможность покупать билеты в интернете и авторизует их по номеру телефона. После оплаты услуги пользователю приходит sms, которое и является идентификатором заказа.
Доля karabas.com по продажам билетов через интернет за 2013 г. составила 76 % от объема сегмента. В следующем году karabas.com рассчитывает вдвое увеличить конверсию с помощью нового функционала, запущенного в середине ноября. Помимо билетов, на сайте появились сопутствующие товары — диски, футболки с символикой артистов, а также концертные туры в разные города. В будущем на сайте появятся билеты на конференции и возможность страховки билетов в случае отмены мероприятия. Сервис также собирается выйти за пределы украинской аудитории: у сайта уже появилась англоязычная и готовится немецкоязычная версия. Но продавать билеты на мероприятия, которые идут в других странах, karabas.com пока не планирует: в европейских странах уже есть свои сформированные лидеры в этом сегменте.
Часть билетов, которые сейчас продаются в Украине с помощью интернет-сервисов, покупатели забирают в кассах (либо заказывают доставку на дом). А часть клиенты просто получают по электронной почте и распечатывают на принтере, что избавляет их от потребности идти в кассу. «Если говорить о сугубо электронных билетах на концерты и развлекательные мероприятия, 90 % из всех продающихся в Украине поступают через karabas.сom», — подтвердила аналитик.
$ 17,5 млн составил в прошлом году объем продаж билетов на мероприятия через интернет
Долю parter.ua в Киеве (крупнейший регион по продажам билетов) его конкуренты оценивают в 45‑50 %. В прошлом году parter.ua с электронными билетами не работал. В службе поддержки сообщили, что услуга появилась около месяца назад. Хотя еще в начале года руководитель этого сервиса Арсений Ткач рассказывал Forbes, что сомневается в перспективах электронных и мобильных билетов и считает их нишевым продуктом. Получить его комментарий вчера не удалось.
Пугливые артисты
Растущий интерес пользователей к билетным интернет-сервисам проявился на фоне общего падения рынка мероприятий. По оценкам участников рынка, в 2014 г. он сократился приблизительно вдвое (на 50‑60 %). Падение объемов продаж Плахтий связывает в первую очередь с тем, что количество проводимых в Украине мероприятий сократилось в десять раз.
Объем всего рынка зрелищных мероприятий в Украине по итогам 2013 г. эксперт оценивает в порядка $ 500 млн (включая всех организаторов, площадки и продавцов). В прошлые годы около 70 % заезжих артистов были из России, а исполнители из других стран посещали Украину в рамках своих туров по СНГ: организация отдельного концерта только для нашей страны — слишком дорогое удовольствие.
С начала года из‑за политического кризиса в регионе свои концерты в Украине отменили Depeche Mode, Nine Inch Nails, Tory Amos, The National, всего более десятка звезд мирового масштаба. Российские исполнители тоже неохотно ехали в Украину. Даже лидер группы «Машина времени» Андрей Макаревич, который в конфликте с Россией открыто поддерживал украинскую сторону, вынужден был перенести тур на весну 2015 г.
Полностью компенсировать отмену таких туров за счет концертов грузинских исполнителей, которые не боятся ехать в Украину, или местных пока не получается. «При этом увеличивается количество концертов и туров, направленных на сбор средств для поддержки украинских военных с нулевой маржинальностью», — отметил Плахтий.
Несмотря на существенное сокращение предложения, спрос остается более-менее стабильным. «Мы замечаем, что в период кризиса люди стремятся к позитивным эмоциям, а посещение концерта или театра — лучший способ их получить», — объясняет Плахтий. По его словам, на хорошие мероприятия билеты быстро раскупаются.