Продавцы страховок каско за девять месяцев 2014 г. продали 232 тыс. полисов на 2,1 млрд грн. Объемы премий сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,5 %, а количество проданных полисов каско — на 20 %. Такую статистику приводит Лига страховых организаций Украины (ЛСОУ). Нацкомфинуслуг информацию о деятельности страховщиков за девять месяцев до сих пор не обнародовала. «В этом году рынок каско можно охарактеризовать падением страховых премий, ростом выплат и уменьшением доли рынка у нескольких крупных игроков, среди которых компании с российскими корнями, а также те, кто активно работал в Донецкой и Луганской областях», — отметил президент ЛСОУ Александр Залетов.
Донбасс не везет
У донецких компаний «Аска» и «Вусо» премии по каско снизились на 47 %, до 29,4 млн грн, и на 21 %, до 44,9 млн грн соответственно. Даже крупнейший страховщик на рынке каско с французскими корнями «АХА Страхование» собрал в январе-сентябре 337,4 млн грн премий, что на 10 % меньше аналогичного показателя прошлого года. «Мы были лидерами по розничному автострахованию в Донецкой области и в числе первых — в Луганской области и Крыму. — рассказывает вице-президент компании «АХА Страхование» Андрей Перетяжко. — Эти регионы занимали в нашем страховом портфеле 20 %. Такой бизнес в 2014‑м ушел, поэтому произошло падение премий». Подтверждает его слова и гендиректор компании «Аска» Андрей Шукатко: «В нашем портфеле автострахования Донецкая область занимала 35 %, сегодня — почти ноль». По его словам, автотранспорт в зоне АТО сегодня не страхует никто и мало кто из жителей Донбасса покупает каско за пределами этой зоны. Правда, и сами страховщики отказываются продавать полисы каско на автомобили с «пропиской» в зоне АТО. Даже если водитель не проживает там.
Российский фактор
Заметно снизились продажи и у структур с российскими корнями. В частности, соответствующие показатели компании «Провидна» упали на 32 %, до 59,8 млн грн, «Альфа-Страхование» — на 18 %, до 57 млн грн, «Просто-Страхование» — на 12 %, до 54 млн грн, а «ИНГО Украина» — на 7 %, до 132,6 млн грн. «В данном случае главным фактором, повлиявшим на уменьшение премий, является политический», — уверен предправления «Украинской страховой группы» Павел Нельга. Но многие считают иначе.
1,1 млрд грн премий по каско выплатили клиентам страховщики в январе-сентябре
«Вряд ли здесь большую роль сыграла политика, — говорит Перетяжко, — Рынок каско в этом году сузился из‑за сокращения объемов продаж новых автомобилей ориентировочно на 50 % и двойного снижения автокредитования. Также в Украине серьезно упал уровень жизни населения». Это мнение разделяет и президент федерации страховых посредников Ибрагим Габидулин: «Стоимость каско привязана к цене авто в валюте. Поэтому автострахование в этом году подорожало. Если в 2013 г. за полис надо было отдать 10 тыс. грн, то в 2014 г. — уже 20 тыс. грн. Клиентов такой рост пугает».
Тарифы стали ниже
Чтобы выжить на рынке каско, страховщики начали снижать тарифы. «Сегодня, поторговавшись, водитель может купить за 4 % автостраховку, тариф по которой в прошлом году был не менее 6 %», — признает предправления, попросивший его не называть. В корпоративном автостраховании тарифы еще меньше — 2‑3 % вместо 4‑5 %. «Снижая тарифы, страховщики продают полисы каско с усеченным набором рисков, поэтому уровень защиты такими полисами тоже становится ниже», — предостерегает Залетов. Некоторые компании умудряются продавать по сниженным тарифам полное каско. «Не знаю, как они будут формировать резервы, ведь объективно и средний убыток по каско в этом году вырос вдвое за счет девальвации и удорожания запчастей», — отмечает Шукатко.
Аварийная обстановка
Многих страховщиков эта проблема уже не волнует — они покидают рынок каско. «Грядет большое перераспределение сегмента автострахования. Многие игроки до конца первого квартала покинут этот рынок», — прогнозирует Нельга. Некоторые компании, как например «Allianz Украина», свернут розничное автострахование, выполнив обязательства и оставшись на рынке корпоративного каско. Другие же могут уйти, не рассчитавшись с клиентами. Проблемы с выплатами испытывает, в частности, «Гарант-Авто». По итогам 2013‑го эта компания входила в топ- 15 крупнейших автостраховщиков, собрав почти 76 млн грн премий. В прошлую пятницу из‑за неплатежей «Гарант-Авто» уже исключили из членов Моторного (транспортного) страхового бюро Украины. Расплатится ли компания по обязательствам каско — большой вопрос. «Рынок сократился как минимум на 40 %. Львиную долю поделят между собой пять-шесть компаний. — допускает Габидулин. — Им придется хорошо потрудиться, чтобы клиенты в 2015‑м захотели купить каско».