Этот вопрос интересует практически всех — от олигархов до пенсионеров. Соответственно, версий-прогнозов также в избытке: от бравурных 12,95 грн «от Гонтаревой» до 20 гривен за доллар.
Впрочем, вероятнее всего, к новому году курс гривни будет находиться в диапазоне 15-17 гривен за доллар. Более точный прогноз был бы неоправданным — уж слишком много «если».
Национальный банк, выходя на валютные аукционы, пытается найти равновесный курс, но на него давит отложенный месячный спрос на валюту, предстоящие закупки газа, а также желание украинцев перевести свои сбережения в валюту.
Экономические показатели также пока не в пользу гривни. Согласно оперативным данным НБУ, за III квартал дефицит сводного платежного баланса Украины увеличился на $ 663 млн и по итогам 9 месяцев составил $ 9,945 млрд. Дефицит бюджета превышает 10 % ВВП. В стране впервые зафиксирован отток прямых иностранных инвестиций — свыше $ 300 млн. Золотовалютные резервы сократились и сейчас составляют чуть больше, чем объем двухмесячного покрытия нашего критического импорта.
Валютные интервенции НБУ, продажа экспортерами валюты, сокращение государственных расходов с 48 % до 40 % ВВП, новый состав Кабмина и Верховной Рады, мораторий на досрочное снятие депозитов, ограничение обращения наличности, как в Европе, — до тысячи евро — все это в некоторой мере может стабилизировать ситуацию в ближайшее время.
В перспективе же мы будем строить социал-дарвинизм вместо патернализма. Как в США, где, к примеру, рабочая неделя у большинства трудящихся составляет 55 часов, а годовой отпуск — всего 7‑12 дней.
Власть будет вынуждена идти на непопулярные меры — повышать тарифы, увеличивать налоги, выводить экономику из тени (а выводить есть что: в январе-сентябре 2014 г. в Украине Mercedes S-класса продано больше, чем за тот же период 2013 г.), заниматься приватизацией той же «Укрзалізниці» (в ущерб разбалованным украинским пассажирам).
При этом нужно быть готовым к тому, что приближение к евростандартам далеко не всегда означает улучшение услуги для ее потребителя. Например, в ЕС крайне мало поездов с вагонами купе, а переезд одного человека на сидячем месте на расстояние в 300 км стоит на наши деньги 1200 грн. Льготники, кстати, могут забыть о бесплатных пригородных электричках.
Поэтому власть, если хочет сохранить украинскую государственность и реанимировать экономику, должна прежде всего научиться объяснять свои планы и действия народу. И хотя бы небольшую часть бремени реформ переложить с плеч простых украинцев на необъятные ресурсы олигархов и транснациональных корпораций.