Государственная служба по вопросам регуляторной политики и предпринимательства повторно отказала в согласовании проекта закона о совместном использовании инфраструктуры телекоммуникационными операторами. В сообщении ведомства говорится, что документ направлен на расширение полномочий Национальной комиссии по вопросам регулирования связи и информатизации, а не на решение рыночных проблем. Напомним, проект был разработан регулятором с целью предотвращения возможных конфликтов между операторами при использовании инфраструктур друг друга.
Замечание № 1
Глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский отмечает, что в проекте регулятора нет четкого разделения телеком-инфраструктуры на ее пассивную (вышки, площадки под базовые станции) и активную (антенны, коммутационное оборудование) части. Это, по его мнению, может привести к тому, что из строя в одно и то же время могут выйти сразу несколько сетей, которые предоставляют услуги, так как они используют одно и то же «железо». А это, по мнению Бродского, недопустимо.
Напомним, согласно проекту Нацкомиссия сможет определять операторов с существенной рыночной силой. Для таких операторов она будет устанавливать тарифы доступа к телеком-объектам. Операторы обязаны будут предоставить техплощадку для других игроков.
Участники рынка восприняли такую идею в штыки. «Мы считаем, что нет смысла вводить новые понятия и устанавливать дополнительное госрегулирование там, где для этого нет рыночных оснований», — заявил директор по корпоративным связям «Киевстара» Михаил Шуранов. Эта компания располагает одной из крупнейших в стране мобильных сетей (примерно 15 тыс. базовых станций). Соответственно и делиться ею оператор не всегда настроен, стремясь сохранить конкурентное преимущество.
«По сути услуга доступа к инфраструктуре не является телекоммуникационной, поскольку прямо не удовлетворяет потребность потребителя, а прежде всего направлена на удовлетворение нужд операторов», — говорит президент компании «Адамант» Иван Петухов. Поэтому доступ к ней, по его словам, является предметом договорных отношений и не может быть предметом госрегулирования.
Владислав Войтович, пресс-секретарь «МТС Украина» (компания владеет сетью из примерно 15 тыс. базовых станций), говорит, что операторы сейчас и так при необходимости «делятся сетями» для снижения затрат на их строительство и обслуживание на паритетных условиях в местах, где есть резон это делать.
Замечание № 2
Еще одно замечание Михаила Бродского коснулось того, что законопроект не содержит четких норм, которые бы обязывали владельцев инфраструктуры — кабельной канализации (главным образом «Укртелекома») и собственников распределительных сетей в домах — допускать к ней других операторов на основе договоров. В противном случае могут образовываться территориальные монополии.
Наиболее болезненным вопросом для операторов сейчас является доступ к жилому фонду, отмечает Петухов. Сейчас провайдеры, по его словам, уже покрыли собственными сетями 60 % городских домов. Но мэрии придумывают всяческие новые условия для проведения либо сохранения операторами своих сетей в зданиях.
В Харькове, например, городские власти пытаются заставить операторов ремонтировать подъезды, в Днепропетровске недавно решили в несколько раз поднять плату за доступ к домам, в Одессе — упорядочить телекоммуникационные сети в старом центре. Везде инициативы сопровождаются скандалами, а абоненты временно остаются без связи. Но регулятор пока не в силах помочь. Универсальный документ, который урегулировал бы эти вопросы, снова нужно пересогласовывать. На это уйдет время.