Торги Contemporary East, посвященные восточноевропейскому современному искусству, прошли 25 ноября в Лондоне. Аукционному дому Sotheby's они принесли 1,1 млн фунтов стерлингов — в два с лишним раза меньше, чем прошедшие в ноябре прошлого года первые Contemporary East, по итогам которых аукционный дом получил 2,4 млн фунтов. Тогда из 90 выставленных лотов не продались всего 33. В этом году 33 — это число проданных лотов. Всего были выставлены 68 лотов.
Топ-лотами заявлялись работы российских концептуалистов конца ХХ века Олега Васильева и Георгия Гурьянова. Оба произведения продались, однако по цене, ниже верхнего эстимейта. «Сумерки» Васильева при оценочной стоимости в $ 235‑313 тыс. купили за $ 286 тыс., а «Прыжок» Гурьянова ушел за $ 192 тыс. при эстимейте $ 156,7‑235 тыс.
«Аукцион для украинцев прошел очень хорошо, чего нельзя сказать о русских художниках. Впервые на лондонских торгах украинские художники забирают себе почти треть всех продаж», — говорит совладелец аукционного дома «Золотое сечение» Михаил Василенко. Из десяти работ отечественных авторов с молотка ушли девять. Самые оживленные торги шли за полотно «Кавказ» звезды отечественного контемпорари арта Олега Тистола и графический диптих «Практика большого взрыва» одного из самых перспективных молодых украинских художников Романа Минина. Арт-дилер Игорь Абрамович, продвигающий этих и других авторов у нас и за рубежом, рассказал «Капиталу», что обе работы желали купить британские коллекционеры. Но произведения ушли к другим покупателям, причем со значительным превышением эстимейта. «Кавказ» Тистола при стартовой стоимости $ 7,8‑10,9 тыс. продался за $ 23,5 тыс., а «Практика» Минина при эстимейте $ 1‑4,7 тыс. ушла за $ 8,2 тыс. Для украинских художников — несомненный успех.
$ 31,3 тыс за такую сумму ушла с молотка картина Виктора Сидоренко «Expiration», став самой дорогой из проданных работ украинских авторов
Во-первых, по данным Sotheby's, украинцев на прошедших торгах больше покупали западные коллекционеры, что говорит о росте интереса к отечественным художникам вне локального рынка. Во-вторых, удачная продажа «Кавказа» Тистола — работы из одноименной серии, созданной художником более десяти лет назад, — демонстрирует инвестиционный потенциал автора. «Эта работа в позапрошлом году была продана на киевском аукционе «Золотое сечение» за $ 5,5 тыс. То есть ее цена за два года выросла более чем в четыре раза — до $ 23,5 тыс.», — объясняет Михаил Василенко.
И в‑третьих, результат диптиха Романа Минина, как и продажа за $ 5,9 тыс. (при эстимейте $ 4,7‑7,8 тыс.) скульптурной инсталляции «Емкость» еще одного молодого украинского автора Назара Билыка, — это признаки растущего внимания к молодому украинскому контемпорари арту. «За последние два года, после выставки в Saatchi, нескольких других выставок и аукционов за рубежом, вырос спрос на молодых украинских авторов — Романа Минина, Жанну Кадырову, Назара Билыка, Степана Рябченко и других», — констатирует Игорь Абрамович. Сейчас он готовит к открытию украинский стенд на арт-ярмарке Scope, которая откроется 2 декабря в Майами. «На днях ко мне наведался коллекционер, которому очень понравилась представленная там работа Минина. Мы ее продаем за $ 5 тыс, а он дает $ 7 тыс», — рассказывает «Капиталу» Абрамович.
Самым дорогим из проданных украинских произведений на вторых Contemporary East стала картина классика отечественного современного искусства Виктора Сидоренко «Expiration». При эстимейте $ 23,5‑31,3 тыс. полотно ушло с молотка за $ 31,3 тыс. А единственной непроданной украинской работой стала фотография Бориса Михайлова «Ленин» из серии «Соц Арт». Впрочем, другой снимок из этой же серии при эстимейте $ 7,8‑10,9 тыс. ушел за $ 9,8 тыс.