Летать по Украине и за границу можно на собственном самолете, управляя им самостоятельно. Для этого нужно лишь потратить несколько месяцев на обучение и приобрести крылатую машину. Денег понадобится не больше, чем на покупку хорошего автомобиля, — около $ 80 тыс.
Ступенька в небо
Обучение мастерству пилота состоит из теории, тренажерной подготовки и практики — обычно все можно пройти за три-шесть месяцев. Стоимость первой части — 4‑6 тыс. грн, а за налет (не менее 45 часов) придется заплатить 60‑120 тыс. грн, в зависимости от школы и используемых самолетов.
По словам киевского предпринимателя Олега Гроцкого, недавно получившего лицензию частного пилота, для перелета из Киева в Евпаторию и обратно потребуются те же 120 л бензина, что и для путешествия на автомобиле. Только это займет три часа пути против десяти-двенадцати.
В Украине не так много летных школ, которые выдают лицензии частного пилота, или PPL (Private Pilot License).
В столице их всего три — «Украинская школа пилотов», «Авиатор UTC», «Марс Аэро». В Харькове работает школа «Ротор Украина», а в Одессе в этом году открылась «Летная школа Ирины Адабаш». Действуют также государственные Кременчугский летный колледж и Кировоградская летная академия.
Будущие летчики должны достигнуть 16‑летнего возраста. По здоровью особых ограничений нет — медицинский стандарт 2‑го класса означает практически те же требования, которые предъявляются к водителю автомобиля.
«Допускаются и близорукость, и болезни сердца, люди могут летать даже после инфаркта», — подтверждает президент Всеукраинской авиационной ассоциации «АОПА-Украина» Юрий Яковлев.
Образование также может быть любым — главное, чтобы базовые познания в математике и физике позволяли понять процессы, которые происходят в воздухе.
PPL позволит летать на любых однодвигательных поршневых сухопутных воздушных судах взлетным весом до 5,7 т (с одним пилотом), совершать посадку на гражданских аэродромах.
Крылатый друг
Самые дешевые сверхлегкие модели нужно собирать самостоятельно из конструкторских наборов. Такие КИТ-наборы предлагает киевская компания «Аэрос». Двигатель, приборы и воздушный винт придется приобрести отдельно, в сумме получится до € 30 тыс.
Примерно в такую же цену обойдется готовый (правда, подержанный) Х-32‑912 «Бекас» от харьковского ЧАО «Лилиенталь». Новые спортивные модели «Аэропракт» (Киев) стоят порядка € 60 тыс., как и К-10 Swift авиационной компании «Скаэтон».
За те же средства можно приобрести более вместительный (места для трех пассажиров) Cessna 172 производства США 1970‑1980‑х, в хорошем состоянии. Это, кстати, самый массовый самолет за всю историю авиации.
Более обеспеченные могут рассматривать варианты бизнес-джетов. Например, «Ротор Украина» стала официальным дилером самолетов австрийской марки Diamond и продает летательные аппараты ценой около $ 0,5 млн.
Иногда престиж, удобство и цену можно совмещать.
«Мы с ребятами вместе построили четырехместный самолет RW-10, который купили в США. Собрали из запчастей — и летаем», — рассказывает Олег Гроцкий.
На сборку ушло около полугода. По словам Олега, разница в пилотажных способностях «американца» и украинского К-10 Swift, на котором пришлось сдавать экзамены, просто колоссальна. Правда, цена $ 270 тыс. это отражает. Но предприниматель считает, что сэкономил: самолет такого же класса в заводской сборке стоит $ 600 тыс.
Сумма, уплаченная за собственный летательный аппарат, окупится быстрее, если сдать его в аренду тем же аэроклубам или службам авиатакси.
Дела земные
Парковаться лучше всего на небольших аэродромах. Практически все они предоставляют места за нескольких сотен гривен в месяц. Ангаров под частные самолеты не так много и они дороже.
Под Киевом на аэродроме «Наливайковка» место в ангаре стоит 1000 грн в месяц, а в аэроклубе «Евростар», пос. Гоголев — 1200 грн.
Тарифы на взлет-посадку в аэропортах ограничивают авиационные власти страны, но руководство предприятий находит способы заработать. Авиалюбителю, скорее всего, предъявят счет за наземное обслуживание, в который может входить, к примеру, обязательная подача автомобиля к трапу.
Например, «Борисполь» не делает различий между ультралайтом и пассажирским Boeing. Из информации на страничке тарифов следует, что за взлет-посадку и обслуживание воздушного судна до 35 т здесь нужно оставить почти 4 тыс. грн.
«В «Борисполь» очень сложно прилететь. Там зачем‑то надо заранее согласовывать так называемый слот — время прилета, и они его не очень‑то дают. В «Жуляны» можно прилететь, в течение часа подав флайт-план. Но ты оставишь там 1000 грн за посадку», — подчеркнул Яковлев.
Вблизи Киева достаточно площадок, которые не берут за посадку денег с пилотов малой авиации. К таким относятся, например, аэродромы «Наливайковка» и «Бышев» (Макаровский р-н), «Бородянка», «Гоголев» (Броварской р-н), «Девички» (недалеко от Борисполя), «Долина» (Обуховский р-н), «Гайок» (Белая Церковь).
Другая основная статья затрат владельца самолета — это топливо. Его расход для ультралайтов может составлять 15‑20 л в час. Более крупные авиасудна потребляют до 40 л в час. Вертолет потребляет топлива в два-три раза больше, поэтому и обучение, и эксплуатация дороже. Заправиться можно на большинстве аэродромов, но лучше предварительно уточнить наличие топлива.
Трудности перелета
Украинским пилотам повезло. Уже четыре года они пользуются преимуществом «открытого воздушного пространства» — такого нет ни в России, ни в Беларуси. На высоте от 300 м до 1500 м, кроме запретных зон, можно летать где угодно безо всякого контроля, проинформировав власти о предстоящем перелете по телефону.
Кроме того, владельцы отечественных лицензий на бортах с украинской регистрацией могут летать за границу.
«Чтобы получить допуск к международным полетам, нужно пройти курс авиационного английского языка, сдать на уровень ICAO не ниже четвертого и с опытным пилотом-инструктором набрать определенное количество пересечений границы», — объясняет Виктор Нежинский, замдиректора «Украинской школы пилотов».
Сама процедура не слишком отличается от внутренних перелетов. Заявку также нужно подавать накануне, заполнить определенные документы, план полета. Придется пройти таможню в международном аэропорту, чтобы затем пересечь границу в определенной точке.
Яковлев рекомендует гостомельский аэропорт «Антонов» одноименной авиакомпании, там взлет-посадка для самолетов малой авиации обходится в копейки. Затем нужно приземлиться в международном аэропорту за рубежом, пройти аналогичные процедуры — и спокойно отправляться на аэродром назначения.
«АОПА-Украина» пытается отменить предварительные заявки на международные полеты в ближайшее время. Яковлев утверждает, что Министерство инфраструктуры уже предварительно рассмотрело предложения ассоциации и решение будет положительным.
«Как только мы попадаем в Европу, начинается совсем другая стихия. Там все идут навстречу частным пилотам. Для нас — упрощенные варианты прохождения границы, таможни, выход в город и пр.», — отмечает генеральный директор компании «Ротор Украина» Николай Запорожец.
Развитие инфраструктуры, избавление от лишней бюрократии, введение льготных тарифов в общих аэропортах — эти решения пока только в мечтах летчиков и планах «АОПА-Украина». Однако украинское небо и без этого выглядит привлекательным. Ежегодно в стране получают лицензии более 200 новоиспеченных пилотов.
О, это хорошее дело, честно говоря, не знал, что у нас в Украине так все доступно. Я в свое время брал для личных полетов самолет в аренду у фирмы http://arendasamoleta.com/katalog-chastnyx-samoletov/ - мне нравилось, что самолетов там большой выбор, но совсем легких, одноместных нет, а это бы очень удешевило стоимость такой практики. Теперь буду знать, где можно рассмотреть другие варианты.