Когда Киану Ривзу («Матрица», «47 ронинов») попал в руки сценарий боевика «Джон Уик», который выходит в украинский прокат 11 декабря, актер очень воодушевился. И отправился к знакомым по съемкам первой «Матрицы» каскадерам Чаду Стахелски и Дэвиду Лейтчу, чтобы привлечь их к постановке драк, перестрелок и погонь.
Те согласились, но при условии, что им отдадут еще и режиссуру. В итоге Стахелски и Лейтч получили $ 20 млн бюджета и приступили к съемкам. У них получился канонический боевик категории В — с незамысловатым сюжетом, простенькими диалогами, эффектными драками, парой глупых шуток и харизматичным главным героем.
Джон Уик (Ривз, который в свои 50 выглядит лучше некоторых 20‑летних звезд) только что похоронил жену. Та умерла от тяжелой болезни, но перед смертью успела организовать последний подарок мужу — симпатичного щенка, чтобы безутешному вдовцу было кого любить. Второй радостью в жизни Уика осталась машина — винтажный черный «мустанг» 1969 года выпуска. Но однажды на заправке автомобиль приглянулся русским бандитам. Главный герой, конечно, отказался продать машину, и тогда негодяи наведались к нему в гости: избили самого вдовца, отобрали машину и убили собаку. И сделали это зря. Как выяснилось, имя Джона Уика произносят с придыханием все бандиты города, включая главаря русской мафии Вигго Тарасова (Микаэл Нюквист, звезда шведской кинотрилогии о девушке с татуировкой дракона). По несчастливому стечению обстоятельств, это именно его сын Йозеф (Элфи Аллен, сериал «Игра престолов») обидел Уика.
«Однажды я видел, как в одном баре Джон убил трех человек. Карандашом», — объясняет Вигго отпрыску, зачем нужно срочно залечь на самое глубокое дно. Конечно, Йозефу это все равно не поможет: раз уж Уик, вышедший на пенсию пять лет назад, решил вернуться в дело, то живым никто не уйдет. Поскольку на пенсию он вышел в статусе легендарного киллера. Для подстраховки Вигго обещает два миллиона тому, кто убьет Уика. Среди желающих заработать оказывается Маркус (Уиллем Дефо — «Нимфоманка», «Отель «Гранд Будапешт») — бывший коллега Уика и давний друг.
Как и положено по законам жанра, в промежутках между стрельбой и размахиванием кулаками герои обмениваются глубокомысленными банальностями вроде: «Люди не меняются. Меняются времена». Ривзу, как, впрочем, и Дефо с Нюквистом, это очень идет: они, конечно, говорят глупости, но с серьезными лицами, напомаженными волосами и в элегантных костюмах-тройках. Получается в духе фильмов-нуар, а в современном кино такая эстетика в чистом виде, без иронии — большая редкость. Правда, и от эстетики, и от серьезности почти ничего не остается, когда выясняется, что подпольная кличка Уика — Баба-яга, русские мафиози в подавляющем большинстве носят алые рубахи, руки у них покрыты карикатурными татуировками и при совершенно не славянской внешности они отзываются на имена вроде Кузьма и Иван.
Возможно, если бы режиссеры «Джона Уика» знали, что пословицы «Заманить волка на курицу» в русском языке нет, а колыбельная «Придет серенький волчок», когда ее напевает главный мафиози, звучит комично, а не зловеще, они бы переписали реплики персонажей. С другой стороны — Стахелски и Лейтч признавались в нескольких интервью, что не хотели рассказывать всю историю в излишне серьезном тоне. Однако тонко поиронизировать им тоже не удалось. Зато удались рукопашные драки и перестрелки, в которых Уик десятками валит русских бандитов. В общем‑то для зрелищного боевика этого уже вполне достаточно.
В том же духе
«Пристрели их», 2007
Режиссер: Майкл Дэвис
В ролях: Клайв Оуэн, Моника Беллуччи
Отдыхая как‑то вечером на автобусной остановке, Смит (Оуэн) принимает роды у незнакомки, которая пытается сбежать от вооруженных бандитов. Те ее все‑таки убивают, а Смит остается с младенцем на руках. Он идет к знакомой проститутке (Беллуччи) и просит ее приглядеть за ребенком. Правда, младенец оказывается частью коррупционного скандала. Но и Смит вообще‑то не какой‑то бродяга, а опасный террорист на пенсии. Теперь ему придется вспомнить былое и защитить ребенка и проститутку, с которой у Смита завязывается роман. В фильме есть несколько постановочных находок. Например, в одной из сцен главный герой убивает злодеев при помощи морковки.
«Механик», 2010
Режиссер: Саймон Уэст
В ролях: Джейсон Стэтхем, Бен Фостер
У Артура Бишопа по прозвищу «Механик» (Стэтхем), опытного киллера с жестким собственным кодексом чести и талантом виртуозно заметать следы, убивают друга и наставника. Собиравшийся на пенсию Бишоп берется за последнее задание: отомстить за товарища. Дело оказывается сложнее и запутаннее, чем предполагал герой. К тому же в процессе ему придется присматривать за сыном убитого друга — юным Стивом (Фостер), который жаждет приобщиться к опасному миру наемных убийц. В отличие от большинства фильмов, в которых снимается Джейсон Стэтхем, в «Механике» есть вполне осмысленный сюжет, а у героев — противоречивые характеры.
«Праведник», 2014
Режиссер: Антуан Фукуа
В ролях: Дензел Вашингтон,
Хлоя Грейс Морец
Спецназовец Роберт Макколл (Вашингтон) решил выйти на пенсию и больше никогда не брать в руки оружие. Но его планы пожить спокойной жизнью законопослушного гражданина нарушает встреча с проституткой славянского происхождения Тери (Морец). Вообще‑то девушка не планировала торговать собой, но ее заставили русские мафиози. Они же ее зверски избивают на глазах у Макколла, и Тери попадает в больницу. Непростой пенсионер, конечно, не может остаться в стороне и берется вызволить девушку из лап бандитов. Вашингтон в «Праведнике» напоминает Барака Обаму, а главного русского злодея зовут Владимир Пушкин, что, несомненно, придает боевику дополнительный смысл.