После того как широкую огласку в конце прошлого года получил скандал, связанный с эксклюзивными правами на промышленный образец «вешалка для одежды», патентные тролли в Украине решили перейти к активным действиям.
За последние полгода в Украинском институте промышленной собственности украинцы получили десятки патентов на всем известные вещи: палочки для мороженого, носки, пробки и прочее.
«Капитал» проанализировал, что больше всего патентов получили братья Кирилл и Дмитрий Голиусовы из Львова. Кирилл зарегистрировал патент на зубочистку, шуруп, светильник, пульверизатор и проволоку-держатель для пробок из-под шампанского. Дмитрий получил патенты на самые распространенные образцы планшетов, а также асинхронный двигатель, респиратор.
Кто такие Голиусовы
Кирилл Голиусов является одним из основателей крупного импортера пластиковой, алюминиевой, пробочной укупорочной продукции для украинской алкогольной промышленности — группы компаний «Энергоконтракт». Миллионы пробок у нее заказывала «Крымская водочная компания» для водки «Мерная», а также позже обанкротившийся «Союз-Виктан».
Голиусов регистрировал патенты на пробки, но в прошлом году он пошел дальше. Компании из группы «Энергоконтракт» получили право на патент «вешалка для одежды», который передал им предприниматель Виталий Голев.
Вооружившись им, «изобретатели» начали обращаться в региональные отделения таможни и просили приостанавливать оформление грузов, на которые у них есть эксклюзивный патент.
Головная боль для ритейлеров
Первыми крупными компаниями, которые столкнулись с правовыми претензиями, стали розничные сети Fozzy Group и JYSK. Входящая в «Энергоконтракт» «Космонава Украина» потребовала от них роялти за ввоз деревянных вешалок. Этот конфликт удалось урегулировать только в июне. Ритейлеры выиграли суд, доказав, что зарегистрированный патент не является новаторством Голева.
Компания METRO Cash&Carry, к которой были выдвинуты подобные патентные претензии, пошла дальше.
В начале года она подала на компанию из группы «Энергоконтракт» в суд за то, что по обращению последней на таможне была на месяц «заморожена» партия товара, а каждый день простоя обошелся в € 80.
В конце июля суд обязал львовян выплатить компенсацию в размере 11 тыс. грн. А Виталий Голев в мае решил выйти из игры, аннулировав свою же регистрацию на «плечики», а также энергосберегающие лампы. Но, как выяснил «Капитал», в конце июля точно такой же патент на вешалки получил другой житель Львова — Александр Листвин.
На запрос «Капитала» он не ответил. Юристы утверждают, что несмотря на выигранные ритейлерами дела, новый собственник патента займется тем же самым делом, что и его предшественник.
Как зарабатывать на патентах
Собеседник «Капитала» в Украинском институте промышленной собственности объясняет, что украинцам с легкостью удается получить патенты на псевдоизобретения из‑за того, что специалисты института проверяют только правильность заполнения заявки на изобретение, а экспертизы его уникальности детально не проводится.
Как результат, компаниям, к которым поступают претензии от «изобретателей», приходится разрешать все спорные вопросы в судах.
Представитель компании «Формула Брок» (Львов), через которую братья Голиусовы регистрируют свою патенты, отмечает, что его фирма действует в рамках закона. Закрепить за собой право на определенный образец не стоит больших денег.
За его регистрацию, согласно тарифам Кабинета министров, нужно заплатить 800 грн. Управляющий партнер ЮК «Юскутум» Артем Афян говорит, что патентные тролли, обратившись на таможню, легко могут заблокировать груз, на который распространяется их патент.
«Если вопрос не разрешится положительно, товар может быть конфискован или продан с молотка», — отмечает юрист.
По его словам, бизнесмены часто откупаются от троллей, так как проведение специализированной судебной экспертизы обойдется им дороже — она стоит от $ 5 тыс.
Угроза планшетам
Львовские предприниматели активно пользуются ситуацией. Обладатель патента на планшет Дмитрий сказал, что после того, как в прессе поднялась шумиха, он решил перепродать все свои патенты компании, которая ими очень заинтересовалась. Подробности он раскрывать отказался.
Директор департамента логистики компании «Навигатор» (крупнейшего сборщика планшетников в Украине) Сергей Красношапка говорит, что проблемы на границе могут возникать у тех поставщиков, которые ввозят уже собранные «таблетки».
«Нас этот случай не совсем касается, так как мы не возим готовые устройства в сборе, у нас коробка отдельно, плата отдельно. Коробку отдельно пока никто не патентовал», — добавил он.
Для того чтобы закрыть патентную лазейку, недостаточно изменить действующее законодательство в сфере интеллектуальной собственности, говорят юристы.
«Укрпатент должен получить возможность проводить экспертизу на предмет того, является ли промышленный образец чем‑то новым при его регистрации», — отмечает Артем Афян.
А для этого Госслужба по вопросам интеллектуальной собственности должна получить дополнительное финансирование, усилить штат экспертов. Глава ведомства Николай Ковиня вчера был занят и не смог предоставить комментарий.