Інтереси

психология

Информационная перегрузка приводит к стрессу. Как научиться его предупреждать

Как спастись от стресса, вызванного информационной перегрузкой
Человек способен воспринимать ограниченное количество информации, но поток данных растет из года в год и справиться с ним большинству не под силу
Фото: Fotobank.ua

Существование в информационных потоках дает немало преимуществ, но слабым звеном в них остается человек. Часто он просто не справляется с нарастающим количеством информации. Непрерывное поглощение данных действительно истощает и приводит к стрессу. Большинство из нас не в состоянии без ущерба пропускать через себя этот поток, ведь в процесс его переработки вовлечены и наши чувства.

В результате получаем частое и сильное раздражение, наступает так называемая сенсорная перегрузка. Это состояние, когда мозг и нервная система постоянно находятся под внешним давлением. Обработать и отсортировать все поступающие новые сведения просто невозможно. В итоге появляется дезориентация, и человек оказывается неспособным на ответную реакцию.

Полная перегрузка

Американский футуролог Элвин Тоффлер утверждал: «Когда человек погружается в быстро и нерегулярно меняющуюся ситуацию или новый насыщенный контекст, его предсказательная точность падает. Он больше не может сделать достоверную оценку, от которой зависит рациональное поведение». На иррациональную реакцию в подобной ситуации часто жалуются в кабинете психолога. «Вместо того чтобы справляться с кризисом в организации и продумывать оптимально правильную стратегию, я сижу и играю в компьютерную игру», — признается директор одной крупной фирмы. Это стрессовая реакция на перегрузку мозга и сенсорных систем человека, которую лучше предотвратить, чем бороться с ее последствиями.

Измерить и оценить степень информационной нагрузки поможет информационная гигиена. Ее задача — предупредить отрицательное воздействия на здоровье и правильно организовать умственный труд.

Главная причина таких перегрузок — отвлекающая и неуправляемая информация. Это, например, спам, который приходит на e-mail, почтовые уведомления, мгновенные сообщения, посты из микроблогов и социальных сетей, особенно когда они присутствуют в контексте рабочей среды и рабочего времени. Прерывание на такую информацию негативно влияет на способность концентрировать внимание. Даже после просмотра электронной почты больше 25 минут уйдет на то, чтобы сотрудник вернулся к продуктивной работе.

Информационная перегрузка и, как следствие, распыление внимания стали сегодня настоящим бичом для управленцев. А ведь им надо быть собранными и предельно эффективными в этом потоке быстрого и постоянного изменения информации.

Специалистами в сфере информатики (область научно-технической деятельности, которая исследует процессы получения, передачи, обработки, хранения и представления информации и т. д.) установлена такая динамика роста: к 1800 году объем информации удваивался каждые 50 лет, с 1950 года — каждые десять, с 1970 г. — каждые пять лет, с 1990 г. — ежегодно, а сейчас это происходит с еще большей скоростью. Быстрее, например, чем раньше, меняются значения употребляемых в разговорной речи слов и терминов. Это касается многих сфер деятельности человека и происходит из‑за стремительного потока информации.

Отключить мозг

Распространенная болезнь руководителей всех рангов — запрос гораздо большего количества данных, чем они в состоянии проанализировать. В таких условиях внимание управленца превращается в драгоценный ресурс, который он начинает экономить. Это касается и деловой, и личной сферы. Ведь вокруг так много информационных раздражителей, каждый требует, чтобы ему уделили время. В результате руководителю приходится на самом первом этапе знакомства с информацией решать: стоит ли останавливаться на тех или иных данных и анализировать. Постоянные встречи, командировки, обязательные обеды-ужины, поток электронной почты, блоги, Twitter, соцсети, вездесущий мобильный телефон — это реалии, в которых живут сегодня менеджеры. Авторы статьи «Выздоровление после информационной перегрузки» Дин Дерек и Кэролайн Уэбб предлагают для уменьшения потока информации избегать многозадачности, развивать самодисциплину, ограничивать общение и внедрять новые здоровые правила информационного обмена.

Когда человек понимает, что он воспринимает не всю информацию по интересующей теме, это отрицательно сказывается на его нервной системе. Он испытывает неуверенность, раздражительность и даже тревогу и страх. Чтобы не стать жертвой информационных перегрузок и в то же время принимать множество важных решений на основе полученных данных, нужно учиться правильно синтезировать и быстро оценивать полученную информацию

Например, для любого сотрудника важно иметь перерывы в работе — это поможет понять и осмыслить полученную информацию. Кого‑то это может испугать, да, но необходимо иметь возможность успокоиться, выключить компьютер и прогуляться или заняться спортом. Именно так и построена работа в самых передовых компаниях. К примеру, в них нет четкого расписания — каждый сотрудник начинает и заканчивает работу, когда посчитает нужным. Важно лишь, чтобы работа над проектом в целом шла в соответствии с графиком. В менее продвинутых офисах многие сотрудники, включая руководителей, испытывают чувство вины, о котором рассказывают психологам, за так называемое безделье. Однако именно в это время происходит перезагрузка мозга.

Офисный буддизм

Существует стратегия «Время одиночества», следуя которой можно научиться легче фокусировать внимание. Информация, сваливающаяся на менеджера в течение дня, способна заглушить любые попытки сконцентрироваться на важных, сложных, а иногда и откровенно неприятных проблемах. «Время одиночества» помогает выключить нескончаемый поток данных. Практиковать это можно либо в утреннее время — до того как человек пришел на работу, либо в течение дня. Радикальный метод — не отвечать и не просматривать каждый пришедший e-mail, представить, что у вас нет мобильного телефона или смартфона. Пусть кто‑то назовет это офисным буддизмом, но такой полный и спокойный «дисконнект» на протяжении часа, который вы себе позволяете, дает психический ресурс для последующего более эффективного решения проблем.

Помимо стресса для органов чувств, есть опасность перегрузки и мыслительных процессов. Николас Карр, автор книги «Пустышка: Что интернет делает с нашими мозгами», считает, что сеть эксплуатирует основной человеческий инстинкт поиска новой информации, делая людей зависимыми, заставляя их «бездумно нажимать рычаги в надежде получить дозу социальной и интеллектуальной пищи». Его озабоченность разделяет Эрик Шмидт, исполнительный директор Google. По его словам, обилие информации может мешать глубокому мышлению и пониманию процессов. Это тормозит формирование воспоминаний и затрудняет процесс обучения. Такое состояние мыслительной перегрузки мешает удерживать информацию и не позволяет соединить воспоминания, переживания, хранящиеся в долговременной памяти, оставляя мысли «тонкими и рассеянными».

Информационная интоксикация

Современный человек может «отравиться» некачественной, фальсифицированной или искаженной информацией, особенно если ее цель — воздействовать на чувства и мысли. Это может привести даже к серьезным кризисам — сродни психическим заболеваниям, в том числе массовым психическим эпидемиям.

Свобода доступа в интернет переполнила онлайн-ресурсы недобросовестными сообщениями. Необходимость сравнивать разные источники, перепроверять по несколько раз все данные изнуряет. Ведь важны, полезны и приоритетны только достоверные и своевременные сведения. Поэтому необходимо создать продуманную и работающую систему фильтрации — от отсеивания до делегирования. Здесь нас поджидает еще одна опасность: упустить важное и нужное сообщение, и тогда оно может устареть или потеряться. Так случилось с научным открытием, известным как «озоновая дыра». Ее обнаружил американский метеорологический спутник еще в 1979 году, но сведения о ней утонули в архиве из примерно 3 млн невостребованных видеолент. И когда спустя семь лет английские ученые просто взяли на себя труд расшифровать имеющиеся файлы, они и стали авторами важнейшего открытия.

Когда человек, особенно деловой, понимает, что он воспринимает не всю информацию по интересующей теме, это отрицательно сказывается на его нервной системе. Он испытывает неуверенность, раздражительность и даже тревогу и страх. Чтобы не стать жертвой информационных перегрузок и в то же время принимать множество важных решений на основе полученных сведений, нужно учиться правильно синтезировать и быстро оценивать все данные. Для этого придется пропускать часть того, что мы видим, слышим, ощущаем, и принять необходимость отдыхать от потока трансляции. Надо смириться с тем, что какие‑то сведения будут неточными, ошибочными или недостаточно детализированными.

Существуют и физиологические границы человеческого восприятия. Они оцениваются в единицах в секунду: при корректорской работе — 18 знаков, при чтении вслух — 30, чтении про себя — 45. Например, радиослушатель утрачивает способность воспринимать информацию, если она передается со скоростью более 180 слов в минуту. Сама природа человека ставит нам ограничения.

Чтобы предупредить перенасыщение информацией, стоит следовать простым правилам: не отвлекаться от работы над важной и серьезной задачей, использовать качественную и необходимую информацию и отсекать второстепенную, отдыхать и не перегружать мозг, выполнять задачи поочередно и по одной за раз, определять ежедневный фронт работ — это поможет понять, на чем именно следует сосредоточиться, а что не стоит ни вашего внимания, ни усилий.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама