Компании «Аска», «Вусо» и «Актив-Гарант» в течение осени продали страховок, покрывающих военные риски в зоне АТО, всего примерно сотне клиентов. «На сегодняшний день количество застрахованных из этой зоны в нашей компании около 50», — сообщили в пресс-службе страховой компании «Вусо». Вторую половину полисов продали «Аска» и «Актив-Гарант».
«Военные» страховки
Еще в августе 2014 г. «Аска», «Актив-Гарант» и «Вусо» создали страховой пул для покрытия военных рисков. «Теперь у жителей проблемных регионов появилась возможность застраховать свой автомобиль и при наступлении страхового случая получить возмещение», — заявил тогда руководитель компании «Вусо» Александр Шойхеденко. Компании объединились в пул, чтобы перестраховывать друг у друга риски клиентов из зоны АТО, так как найти для этих целей перестраховщика в Украине или за рубежом невозможно — военные риски, как правило, не покрываются ни страховыми, ни перестраховыми компаниями. А в программах каско и страхования имущества, которые «Аска», «Актив-Гарант» и «Вусо» начали продавать жителям зоны АТО, такое покрытие предусмотрено.
Несмотря на это, а также на сравнительно низкие тарифы (тариф по каско составляет 3 %, тогда как в среднем по Украине он достигает 4‑6 %), большого интереса к «военным» страховкам жители зоны АТО не проявили. «То, что в этих районах желающих застраховаться немного, вполне объяснимо: у людей нет денег и они не верят страховщикам, так как культура страхования в нашем обществе и до боевых действий была невысокой», — считает гендиректор «Аска» Андрей Шукатко. По его словам, жители зоны АТО чаще всего покупают у них полисы каско. Как правило, выплаты по таким полисам компания производит по заявлениям, связанным с ДТП.
100 страховок продал за три месяца в зоне АТО «донецкий» пул страховщиков
По информации «Вусо», жители зоны АТО в их компании чаще страхуют жилье, а не автомобили. «За этот период около 20 % застрахованных обратились с заявлением на компенсацию, и по 80 % из заявленных дел было принято решение о выплате», — сообщили в пресс-службе «Вусо». Остальным страховщик не отказывается платить, но из‑за боевых действий не может добраться до места происшествия, чтобы провести осмотр. Самую крупную выплату пострадавшим из зоны АТО — 96 тыс. грн — «Вусо» осуществила в ноябре.
Маркетинговый ход
Некоторые страховщики считают, что продажа «военных» страховок — скорее всего маркетинговый ход. «Аска» и «Вусо» — донецкие компании, а у руководства «Актив-Гарант» родственники живут в этом регионе. Поэтому компании скорее пиарятся в зоне АТО, надеясь заполучить лояльных клиентов после войны, чем занимаются реальным бизнесом», — говорит председатель правления крупной страховой компании, пожелавший сохранить анонимность.
Гендиректор ассоциации «Страховой бизнес» Людмила Белошицкая тоже не исключает, что военные страховки стали частью маркетинговой стратегии участников «донецкого» пула страховых компаний. Отсюда и низкое число застрахованных. «Но в любом случае предложить страхование людям из того региона — хорошая идея. Главное, чтобы компании не задерживали выплаты», — говорит Белошицкая.
Платить за всех
Президент Лиги страховых организаций Украины Александр Залетов считает, что реального страхования в зоне АТО не будет в ближайшее время — слишком большие риски и почти не осталось бизнеса. «Кроме того, почти невозможно собрать пакет документов для получения выплаты. Кто будет выписывать справки в так называемых ДНР и ЛНР, где нет украинских госорганов?», — недоумевает Залетов.
Но основная проблема для страховщиков и их клиентов из зоны АТО, по его мнению, заключается не в новых страховках, а в выплатах по уже действующим договорам. «Уже есть несколько судебных решений, обязывающих страховщиков покрыть ущерб предприятий, связанный с действиями боевиков. Но поскольку страна официально не воюет, то в судах террористов называют «третьими лицами», а ущерб от действий третьих лиц страховщики обязаны компенсировать», — возмущается Залетов.
По словам Белошицкой, страховщики просто не в состоянии компенсировать риски необъявленной войны — это разорит не только донецкие компании, но и весь страховой рынок. Поэтому государство должно внести ясность: являются террористы на Донбассе просто «третьими лицами» или воюющей стороной. По мнению Залетова, Нацкомфинуслуг могла бы разработать проект изменений в закон о страховании, в котором боевые действия считались бы форс-мажором вне зависимости от того, объявлена в стране война или нет. Но регулятор страхового рынка уже три месяца бездействует.