Авиакомпании для снижения расходов оптимизируют парки самолетов за счет экономичных, но устаревших воздушных судов. Украинский перевозчик UM Air Airlines планирует к апрелю добавить в свой флот шесть самолетов Boeing 737‑500, рассказал «Капиталу» президент авиакомпании Родриг Мерхеж. Двумя самолетами парк планировали дополнить в декабре, а остальными четырьмя — в апреле. Однако Мерхеж опасается, что после вступления в силу новых правил распределения авиамаршрутов, которые подготовила Государственная авиационная служба, UM Air Airlines не получит новые направления. Мерхеж отметил, что его компания пока опасается заводить «Боинги» в Украину, за исключением одного, который должен прилететь в Украину на днях. Президент UM Air Airlines говорит, что перевозчик будет эксплуатировать «Боинги» вместо используемых сейчас MD. По словам Мерхежа, это делается для того, чтобы снизить расходы — первые самолеты имеют емкость 110 кресел, а вторые — 165.
По очереди
Планы по обновлению парка вынашивают и другие авиаперевозчики. Например, YanAir рассчитывает освежить флот в 2015 г., рассказал первый заместитель гендиректора авиакомпании YanAir Ярослав Агафонов. От подробных комментариев он отказался. Но эксперт авиарынка Евгений Хайнацкий говорит, что кроме существующих в парке Saab 340, которые сейчас не выполняют рейсов, и двух Airbus A320, работающих в Африке, YanAir анонсировала ввод в эксплуатацию еще двух Boeing 737‑300, один из которых уже находится в Виннице и проходит сертификацию в Госавиаслужбе.
У Windrose более отдаленные планы. Гендиректор этого перевозчика Владимир Каменчук сообщил «Капиталу», что в конце 2015 г. по одному из эксплуатируемых самолетов — Airbus A320 — заканчивается договор лизинга, поэтому весной 2016 г. Windrose планирует его заменить другим бортом. «Скорее всего, будет та же модель — Airbus A320, но более нового производства», — указал Каменчук.
Не отказываются от украинского рынка и в авиакомпании Wizz Air Ukraine. Еще в начале текущего года перевозчик эксплуатировал в Украине четыре самолета Airbus A320. «В связи со сложившейся экономической и политической ситуацией в Украине авиакомпания была вынуждена временно оптимизировать свои емкости и на данный момент эксплуатирует два 180‑местных самолета, на которых совершает перелеты из Киева и Львова по 16 направлениям. Эти самолеты новые, и обновление парка пока не требуется», — говорит коммерческий директор Wizz Air Ukraine Вадим Третяк. Но при этом он добавляет, что как только ситуация в стране стабилизируется и возобновится спрос на низкобюджетные перевозки, авиакомпания готова восстановить свои мощности.
На юга
Изменения в парках самолетов компаний UM Air Airlines и YanAir нельзя назвать полноценным обновлением, поскольку к поставке запланированы воздушные суда выпуска середины — конца 1990‑х, объясняет консультант по вопросам авиационного лизинга Елена Новицкая. По ее словам, сейчас на мировом рынке авиатехники есть несколько готовых к эксплуатации Boeing 737 Classic, которые выпускались до 1999 г., однако почти все из них уже забронированы. Есть много самолетов 1997‑1998 гг. выпуска, которые не находятся в состоянии летной годности и требуют инвестиций для возобновления полетов, рассказывает Новицкая. «Они будут обходиться авиакомпаниям дешевле в плане лизинговой ставки, но будут требовать больших денег на техническое обслуживание», — подчеркивает она.
В UM Air Airlines отказались уточнить, по каким направлениям будут летать «Боинги». «Пока не могу сказать, потому что у нас и так много «друзей», — жалуется Мерхеж. Генеральный директор Atlasjet Ukraine Сергей Подгородецкий считает, что UM Air Airlines будет летать на «Боингах» в страны Азии и выполнять чартерные рейсы. «Это [страны Азии] их традиционный рынок», — объясняет он.
Эксперты авиарынка сомневаются, что самолеты, которые включат в парк украинских авиакомпаний UM Air Airlines и YanAir, будут летать из Украины. «Не думаю, что эти самолеты [YanAir] останутся в Украине. Скорее всего, они отправятся на работу в третьи страны, так как эти машины емкостью 142 места могут использоваться исключительно на регулярных рейсах и разовых заказах. А сейчас у нас в стране под такие работы спрос не велик», — объясняет эксперт Евгений Хайнацкий.Директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий полагает, что UM Air Airlines, возможно, будет эксплуатировать свои «Боинги» не в Украине, а в Иране, откуда и будет выполнять рейсы. «Иран — очень прибыльный проект, за сезон затраты на эксплуатацию самолетов окупаются раза в два», — говорит он.
Новицкая утверждает, что украинским авиакомпаниям не стоит слишком надеяться на рынок Африки. Ведь во многих странах этого континента внедрено правило, ограничивающее возраст самолетов 15 годами.