На этой неделе Министерство юстиции рассмотрит концепцию реформирования регистрационной службы. Документ был разработан под руководством грузинского советника министра юстиции Джаба Эбаноидзе. Он рассказал «Капиталу», что несколько лет назад в Грузии были схожие с украинскими проблемы в системе регистрации недвижимости: длинные очереди, высокая коррупционная составляющая, сложная бюрократическая процедура. Реформирование позволило улучшить работу системы. «Я занимался реформированием этой системы в Грузии», — говорит он.
Опрошенные «Капиталом» специалисты сомневаются, что грузинскому эксперту удастся внедрить в жизнь заявленные планы. Для этого нужна поддержка украинских чиновников, а последние, похоже, больше заботятся о сохранении существующих теневых источников дохода.
Кто такой грузинский эксперт
Джаба Эбаноидзе — новое лицо среди украинских чиновников. Немного сутулится, в очках, со спокойным взглядом. Производит впечатление осторожного чиновника: долго подбирает слова, умеет и готов слушать, доброжелателен.
Ранее он был главой Национального агентства публичных реестров Грузии, заместителем министра юстиции Грузии, Национального бюро исполнения. А еще — работал главой таможенной службы и внедрял налоговую реформу в Грузии. В Украину Эбаноидзе приглашен для реформирования системы регистрации. Министр юстиции Павел Петренко уже пообещал, что грузинский эксперт возглавит профильный департамент в Минюсте.
Напомним, что в конце января Кабинет министров ликвидировал Государственную регистрационную службу и Государственную исполнительную службу, а их функции передал Минюсту. В пресс-службе регистрационной службы «Капиталу» сообщили, что знают о решении министерства, но «пока работают в штатном режиме».
Сейчас Эбаноидзе проходит процедуру отказа от грузинского гражданства для получения украинского. Свое будущее эксперт связывает с Украиной. «Новое правительство в Грузии в моих услугах не нуждается», — пояснил он «Капиталу». Напомним, в 2013 г. на смену президенту-реформатору Михаилу Саакашвили пришел оппозиционер, ставленник партии «Грузинская мечта» Георгий Маргвелашвили. Новым премьер-министром стал Ираклий Гарибашвили.
Чего ждать от грузинского эксперта
Процесс регистрации недвижимости в Украине меняется во второй раз за последние пять лет. С 1 января 2013 г. сделки регистрируются не БТИ, а государственными регистраторами и нотариусами (работают исключительно на вторичном рынке). Попутно все данные о недвижимости заносились в новые реестры, что спровоцировало проблемы на рынке. На протяжении первого квартала 2013 г. легализировать сделку было очень сложно: регистраторы не справлялись с наплывом желающих, а нотариусы не спешили выходить на работу, ожидая разъяснений от Министерства юстиции.
Но новая процедура не смогла преодолеть коррупцию, признает Джаба Эбаноидзе. Он рассказывает, что подать документы в регистрационную службу могли только физические или юридические лица, которые заранее «договорились» с регистратором. «Очередь нужно было занимать с 5 утра, а подать документы могли только первые 20 человек», — отметил он.
Поэтому процедура и нуждается в изменениях. В соответствии с новой концепцией, принимать заявки будут front office — чиновники на местах либо частные предприниматели (риелторы, банкиры и пр.), которые затем отправят копии документов регистраторам и будут ожидать ответ. Физическое или юридическое лицо, которое не согласно с полученным решением, сможет обжаловать его сначала в областном офисе регистрационной службы, а затем — в центральном аппарате. Сейчас это можно сделать только через суд.
Но самое революционное решение — сделать базу данных общедоступной, для чего необходимо полностью менять законодательство. Это позволит избежать подделки документов, поскольку проверить информацию о собственниках жилья сможет любой желающий. «Если правительство готово полностью изменить процедуру регистрации недвижимости, то это даст результат уже через несколько месяцев», — отметил Джаба Эбаноидзе.
Возможные проблемы
Полностью менять систему регистрации недвижимости не нужно, считает вице-президент Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью Анатолий Топал. «Осенью прошлого года она работала значительно лучше, чем еще в начале 2014 г. Замечаний к работе практически не было», — заметил он.
Существование не связанных между собой front и back office может создать дополнительные проблемы, считает замдиректора по маркетингу строительной компании «Міськжитлобуд» Ангелина Деревлева и добавляет, что такая ситуация наблюдается уже сейчас. «Представители front office не могут объяснить, почему задерживается решение или при регистрации недвижимости допущена ошибка», — говорит она.
Полноценной реформы регистрационной службы не будет, считает директор всеукраинской ассоциации БТИ Дмитрий Павленко. «Все указывает на то, что речь идет об очковтирательстве, а не о реальных реформах. Это необходимо, чтобы публично откреститься от коррупции», — считает он. После завершения реорганизации Министерства, считает Павленко, министр юстиции Павел Петренко сможет усилить свое влияние на службу. Если ранее ему необходимо было согласовывать кандидатуры руководства с Кабмином (он назначал главу регистрационной службы), то в будущем необходимости в этом не будет.
«Если Парламент не захочет ничего менять, мне придется уехать назад в Грузию», — говорит Эбаноидзе. Но все же надеется, что его опыт пригодится на новом месте.