Настоящие собственники нескольких десятков отечественных банков, несмотря на требование Нацбанка раскрывать эту информацию, до сих пор не названы.
«Банки не спешат отчитываться о конечных бенефициарах. Я насчитал 40 структур со скрытыми собственниками», — отметил партнер компании по управлению активами «Овамо Капитал» Алексей Карасев. Но есть и более оптимистичные оценки. К примеру, ведущий эксперт рейтингового агентства «Эксперт Рейтинг» Виталий Шапран считает, что такая проблема существует у 30 действующих банков.
«В целом процесс раскрытия банками информации о своих реальных собственниках проходит не очень хорошо. «Секретные банки» [...] остались», — отмечает Шапран.
Узнать о настоящих владельцах финучреждений, по словам эксперта, зачастую можно только во время выведения их с рынка в связи с неплатежеспособностью.
«Думаю, ситуация с раскрытием улучшилась в последнее время, потому как часть банков, в которые ввели временную администрацию, как раз и имели анонимных владельцев. То есть улучшение происходит не за счет раскрытия, а за счет сокращения действующих банков с анонимными акционерами», — добавил он.
Причины, по которым банки скрывают личности своих бенефициаров, как правило, связаны с нежеланием реальных собственников раскрывать информацию о своей причастности к тому или иному финучреждению. По словам старшего юриста департамента судебной практики юридической компании «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Александра Ткачук, скрываться они могут как в силу возможного запрета со стороны НБУ на такую деятельность, так и с целью избежать каких-то репутационных рисков (к примеру, политических, — «Капитал») для банка.
Буква закона
Требование раскрывать конечных бенефициаров прописано сразу в нескольких нормативно-правовых актах. К примеру, соответствующая норма присутствует в законе, принятом Верховной Радой еще 14 октября прошлого года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей». В документе реальные собственники компаний названы «конечными выгодоприобретателями». А конечный выгодоприобретатель — это человек, который вне зависимости от того, какая часть компании ему принадлежит формально, может влиять прямо или опосредованно на деятельность банка. К такой категории не относятся посредники между владельцами и банком.
Аналогичное требование по раскрытию бенефициаров было установлено также в законе о мероприятиях, направленных на содействие капитализации и реструктуризации банков, принятом парламентом в конце декабря 2014-го.
Усилил контроль
Нацбанк также хочет знать реальных собственников всех банков. В связи с этим вчера регулятор своим документом постановил, что к финучреждениям, не раскрывшим владельцев, будут применяться более жесткие меры надзора, чем к остальным. В частности, на них не будет распространяться постановление НБУ, смягчающее контроль за выполнением банками пруденциальных нормативов. Скрытным финучреждениям придется следить за уровнем размера регулятивного капитала и его достаточностью.
По словам директора инвесткомпании «Финэкс Капитал» Игоря Когута, неофициально реальные собственники практически всех финучреждений известны достаточно большому кругу лиц. Нацбанк же намерен сделать эту информацию общедоступной.