«Капитал» посмотрел комедийный боевик «Кингсман: Секретная служба» Мэттью Вона и пришел в восторг — пожалуй, ради такого искрометного и стильного безумия на экране и стоит ходить в кинотеатр.
Режиссер Мэттью Вон знает, как развеселить, развлечь и растрогать кинозрителя так, чтобы его при этом слегка укачало в кресле при просмотре. В этом можно убедиться, посмотрев «Карты, деньги, два ствола», где Вон выступил продюсером, «Пипец» (созданный в сотрудничестве с автором комиксов Марком Милларом и сделавший юную красотку Хлою Грэйс Мориц мировой звездой) и «Люди Икс: Первый класс». Именно ради «Кингсмана», который выходит в широкий украинский прокат 12 февраля, режиссер отказался от съемок второй части перезапущенной франшизы «Люди Икс». И не прогадал.
Для создания этой головокружительной комедии Вон вооружился до зубов — цветастым ворохом киноштампов, своим старым знакомым Марком Милларом в качестве соавтора сценария и бронебойным актерским составом. В калейдоскоп из простых, как огромный букет красных роз, но потому и безотказно действующих клише режиссер вписал кинотяжеловесов Майкла Кейна, Колина Ферта, Сэмюэла Л. Джексона, Марка Стронга и в центре поместил никому толком не известного 25-летнего актера Тэрона Эджертона. Последнему явно светит участь Хлои Грэйс Мориц после роли Убивашки в «Пипце» — то есть прямая дорога на голливудский олимп.
Зонт - главное оружие шпиона
Молодой оболтус Эггзи (Эджертон) рос безотцовщиной — родителя он лишился будучи совсем маленьким. Известие о том, что мальчик остался сиротой, принес его матери таинственный незнакомец с изысканными манерами и в идеально сидящем костюме. Все, что осталось Эггзи от погибшего папы — врученная незнакомцем медаль с номером телефона на обороте и кодовой фразой «Оксфорды — это не броги».
Спустя лет 20 повзрослевший Эггзи, подававший надежды как олимпийский чемпион по гимнастике и потенциальный морпех, но променявший все это на гопничество и безделье, попадает в полицию. И наконец решает позвонить по номеру с медали, которую он с детства носит на шее. Этот звонок, по всем законам жанра, круто меняет жизнь парня. Поскольку в полицию за ним является не кто иной, как тот самый незнакомец из детства — пожилой красавец снобского вида Гарри Галахад (Колин Ферт). И хотя он представляется как портной, довольно скоро (а именно — после хореографически поставленной безукоризненной драки, в которой герой Ферта несколькими изящными взмахами кулаков и зонтика укладывает целую банду хулиганов) становится ясно, что никакой он не портной, а суперсекретный агент суперсекретной международной шпионской службы «Кингсман». В качестве посмертного реверанса погибшему на службе у этой организации отца Эггзи Галахад вербует юношу в ученики «Кингсмана». В случае, если тот успешно преодолеет все этапы подготовки, соревнуясь с другими кандидатами, молодой человек пополнит ряды профессиональных шпионов.
Тем временем по всему миру начинают пропадать известные люди — от телезвед до принцессы одной из скандинавских стран. С этим явно связан эксцентричный технологический гений Валэнтайн (Сэмуэл Л. Джексон) — он любит одежду ярких цветов, блестящие побрякушки, Землю и считает, что человечество — зловредный вирус на теле планеты. Помочь природе и положить начало новой эре для избранных Вэлэнтайн собирается весьма оригинально — хитроумным образом стимулируя агрессию в людях. Задумка такая — в один момент все люди на планете взбесятся и поубивают друг дружку. Вполне очевидно, какая секретная служба берется за поиски пропавших и спасение человечества.
Джексон сыграл чрезвычайно колоритного злодея, питающего слабость к ярким цветам
Дальше на экране начинается такое адское месиво, что голова кругом. Суперагентские шпионские штучки вроде отравленных авторучек, лезвий в ботинках и бронированных зонтиков, помощница главного злодея, у которой вместо ног — протезы со смертоносными лезвиями, сцена, в которой герой Ферта на протяжении 10 минут рвет, крушит и мелко шинкует целую толпу, после чего аккуратно поправляет галстук и оглядывается вокруг с легким недоумением — мол, что это было-то? Весь этот безудержный вихрь венчает самый настоящий салют из взрывающихся разноцветными фонтанами голов. При этом вся картина в целом не сваливается в китч — логика событий железная, а повествование катится плотно, не разваливаясь — как снежный ком.
Такого гремучего замеса из юмора разной степени фривольности, виртуозных драк, харизматичных персонажей, абсурдных и абсолютно диких сюжетных поворотов зрителю не доводилось видеть, пожалуй, со времен «Адреналина-2» с Джейсоном Стэтхэмом (напомним, фильм начинался с того, что героя Стэтхэма сначала выбрасывают из вертолета, а потом буквально лопатами соскребают с асфальта китайцы). Чистый образчик условного жанра «Неужели я и правда это вижу?!». И все это — в эстетике шпионской классики плюс цитаты из самых неожиданных фильмов. В «Кингсмане» можно уловить аллюзии на «Матрицу», бондиану, сериал «24 часа» с Кифером Сазерлендом (собственно, его герой, агент Джэк Бауэр, упоминается прямым текстом), фильмы Роберта Родригеса (в частности — «Планета страха» и «Город грехов») и многие другие. С отдельным смакованием Вон цитирует «Сияние» Стэнли Кубрика — знакомую любому киноману сцену с прорубанием двери.
За кадром «Кингсмана» легко вообразить режиссерский заливистый и озорной смех. Именно такой, без которого смотреть «Кингсмана» решительно невозможно.