Бизнес с опасением встретил предложенный правительством налоговый компромисс. Спустя почти полтора месяца с момента вступления в силу соответствующего закона предоставленной возможностью воспользовалось пока 305 компаний. Причем всего 35 из них пришли к налоговым инспекторам добровольно, тогда как остальных к решительным действиям подтолкнула Государственная фискальная служба, разослав налоговые уведомления-решения.
Согласившись на процедуру налогового компромисса, любая компания может списать 95% скрытых ею до 1 апреля 2014 года обязательств по НДС и налогу на прибыль. Остальные 5% придется вернуть государству. Таким образом бизнес не только распишет мировую с фискалами, но избавит себя от преследований за прежние грехи со стороны правоохранительных органов за использование «налоговых ям».
Умерить пыл
За инициативой правительства дать бизнесу шанс стоит не столько желание помочь предпринимателям, сколько необходимость наполнить бюджет. Ни много ни мало, но по ранее проведенным расчетам в ГФС планировали получить эффект от налогового компромисса от 1 млрд грн до 3 млрд грн. По словам директора Департамента налогового и таможенного аудита ГФС Натальи Рубан, в общей сложности 17 тыс. налогоплательщиков имеют риски, связанные с участием в теневых налоговых схемах. «По многим из этих случаев уже есть прописанные акты, есть уголовные дела. Есть такие, по кому еще вообще не было проверок», — сообщила Рубан. При этом чиновник уточнила, что сумма сомнительного НДС по этим 17 тыс. компаний ГФС оценивает в 100 млрд грн. Приблизительно столько же по налогу на прибыль.
Наталья Рубан
Теоретически при уплате 5% из 100 млрд грн в государственную казну вернулось бы ранее скрытых 5 млрд грн налогов. Пока же в госбюджет из потенциально возможных миллиардов поступило 6 млн грн — 3,5 млн грн доплатили по НДС и 2,5 млн грн по прибыли, сообщил директор Координационно-мониторингового департамента ГФС Максим Мокляк. По его словам, уже по уточненным декларациям компании должны еще заплатить 40 млн грн по НДС и 38 млн грн по налогу на прибыль.
Фактор страха
Компании не спешат идти на налоговый компромисс по нескольким причинам. Первая — опасение публичности, которая может привести к давлению со стороны правоохранительных органов после того, как с уклонистами закончит ГФС. Но в налоговом ведомстве убеждают в обратном. Как объяснил начальник Главного следственного управления финансовых расследований ГФС Вадим Мельник, с применением налогового компромисса бизнес будет автоматически защищен от какой-либо другой ответственности. «Налогоплательщику выгодно использовать компромисс, так как независимо от суммы его деятельность по сути будет декриминализирована», — отметил Мельник.
Фискалы готовы закрывать глаза даже на такие способы уклонения от налогов, как подделка налоговых деклараций. Внесение недостоверных сведений в декларацию — это подделка документов, но это можно оценивать как способ уклонения, отметил Мельник.
Вадим Мельник
Еще одна причина, почему бизнес не спешит идти на мировую с налоговиками, — опасения относительно злоупотреблений со стороны самих фискалов. Согласно закону, ГФС проводит проверку заявленной к уплате на компромиссных принципах суммы. По итогам проверки фискалы могут донасчитать сумму выше, чем та, которую предложила компания. Но даже обжаловав в судебном порядке решение налоговой, компания уже не сможет воспользоваться компромиссом, а значит будет вынуждена заплатить полностью объем налогов, который изначально сама указала в своей уточненной декларации.
Не менее проблемным для бизнеса остается отсутствие достаточных оборотных средств. Одновременная выплата 5% по старым долгам только усугубит эту проблему, так как, по словам председателя ГФС Игоря Билоуса, в отдельных случаях сумма долга к оплате составляет порядка 50 млн грн. Некоторые компании соглашаются идти на компромисс, но просят разрешить платить в рассрочку, отметил чиновник. Однако законодатель такую возможность не предусмотрел.
«Жертвы режима»
В любом случае, чтобы убеждать бизнес и договариваться с ним о компромиссе, у ГФС не так уж много времени. Согласно закону, начиная с 1 января на все про все есть 160 дней. 16 апреля заканчивается предельный срок подачи заявления на применение налогового компромисса. После чего у фискалов будет еще 70 дней, чтобы завершить проверки заявителей.
На данный момент, по словам Билоуса, ведомство активно ведет переговоры с руководством нефтегазодобывающих компаний на предмет участия в фискальном компромиссе. Причем не все соглашаются на это «из-под палки», говорит Билоус. Особенно активны в этом вопросы компании, которые имеют многомиллионные долги. «Они понимают, что сейчас есть возможность списать все и больше не возвращаться к этому вопросу. В противном случае после завершения налогового компромисса придется платить по полной», — отметил чиновник.
Игорь Билоус
Большое количество предприятий с рисковыми сделками приходится на государственный сектор. В частности, по словам Игоря Билоуса, речь идет о НАК «Нафтогаз», долг которой в ГФС не называют, но говорят, что он явно более 1 млрд грн. Налоговое уведомление-решение от фискалов также получила «Укрнафта».
По большинству госкомпаний, уличенных налоговиками в уклонении от уплаты налогов, есть проблема взыскания средств. Многие из них убыточные, а прежние руководство таких предприятий либо отстранено, либо скрывается. «По госкомпаниям будет стоять вопрос о хищении средств госбюджета. Будем передавать их в прокуратуру и объявлять в розыск бывших руководителей», — сказал Билоус. При этом надежды вернуть скрытые налоги из госсектора у фискалов немного.