В январе ферросплавные предприятия нарастили поставки своей продукции на внешние рынки более чем на 25% — до 85 тыс. т в сравнении с январем 2014 г. Им удалось заработать на этом $141 млн. Это больше прошлогоднего аналогичного показателя выручки на 66%. Такую информацию обнародовала Государственная фискальная служба Украины.
Обошли химиков
Надо отметить, что отрасль принесла стране в прошлом месяце более чем в два раза больше валюты, чем базовые химпредприятия. Хотя ранее химики опережали ферросплавщиков как минимум вдвое по выручке и более чем втрое — по натуральным отгрузкам. Например, в январе азотным предприятиям удалось отправить за рубеж, согласно данным Государственной фискальной службы, 207 тыс. т удобрений на сумму всего $59,3 млн. Обе отрасли лишены государственной поддержки.
Льготы себя изжили
Преференций по удешевлению электроэнергии производители ферросплавов лишились с 1 января 2015 г. Об этом сказал глава Минэнергоугля Владимир Демчишин еще в канун нового года. Эту информацию сегодня подтвердил «Капиталу» и член НКРЭКУ Андрей Герус. Не имели ферросплавщики поблажек и в январе 2014 г. Правда, в январе прошлого года некоторые заводы не работали, например, Никопольский ферросплавный завод. Это дает определенную погрешность в базе сравнения экспортных поставок.
Напомним, меморандум о поддержке ферросплавных предприятий правительством заработал лишь 5 февраля 2014 г. Тогда же правительство расширило список льготников. К Запорожскому ферросплавному заводу (ЗЗФ) и Стахановскому ферросплавному заводу (СФЗ) — контролируются инвесторами «Приватбанка», были добавлены упомянутые Никопольский ферросплавный комбинат (владеет «Приватбанк» и компания EastOne Виктора Пинчука), а также Побужский ферроникелевый комбинат.
Весь 2013-й и 2014-й годы. предприятия рапортовали о росте темпов производства. И объясняли это помощью Кабмина, который предусмотрел для них преференции по закупкам электроэнергии. Например, ток обходился льготникам по 6 центов за 1 кВт·ч, что в 2013 г. соответствовало примерно 48 копейкам. Для сравнения — средний тариф для промышленности на то время составлял 1 грн за 1 кВт·ч и выше. Для бюджета эта цена обходилась компенсацией потерь энергогенерирующим компаниям, прежде всего ДТЭК Рината Ахметова, на уровне 1,25 млрд грн.
Перечень правительственных требований был ощутим и для самой отрасли. Указанные предприятия должны были выкупить в 2014 г. около 2,5 млрд куб. м электроэнергии с дозагрузкой своих мощностей, отказаться от продаж продукции в офшоры, сохранить около 20 тыс. рабочих мест, а также влить инвестиций в свои заводы на уровне свыше $170 млн.
Эти требования выполнялись ферросплавщиками с переменным успехом, что заставляло Министерство доходов и сборов отстаивать отмену преференций по истечении первого года их действия в 2013 г. Министерство жаловалось, что заводы только декларируют прямые продажи продукции за рубеж, отчего бюджет страны теряет деньги.
В 2014 г два важных пункта меморандума стали невыгодны обеим сторонам — и правительству, и производителям. Кабмину — требование выкупать 2 ,5 млрд кВт электроэнергии, особенно ближе к зиме, когда сказывался недостаток угля, и вырабатываемых объемов электричества едва хватало для бесперебойной работы энергосистемы страны. Ферросплавщиков уже не могла устраивать отпускная цена электроэнергии, зафиксированная в валюте. 6 центов за 1 кВт·ч при выросшем вдвое курсе доллара — до 16 грн — в 2014 г. превращались для них почти в гривну, что не давало никаких конкурентных преимуществ в сравнении с остальными промпредприятиями страны. А с недавним ростом курса до 25 грн за 1 доллар цена на электричество для ферросплавщиков вовсе превысила бы отпускную стоимость для потребителей 1 класса. В январе-феврале она была установлена НКРЭКУ на уровне 108,37 грн за 1 кВт·ч.
Таким образом, со старым меморандумом с легкостью распрощались как в правительстве, так и на заводах. Теперь, если и добиваться господдержки, то совсем на других условиях, считают участники рынка. И, по словам вице-президента Украинской ассоциации предприятий черной металлургии Сергея Грищенко, новый вариант дотаций отрасли сейчас обсуждается в правительстве.
Курс подстегивает
Пока же курс доллара является благоприятным для экспортеров и без каких-либо льгот, считает Андрей Герус. «Думаю, с оглядкой на курс, экономика выплавки ферросплавов и так чудесная, без преференций правительства», — говорит он, объясняя рост темпов экспорта ферросплавов. Сергей Грищенко также считает, что нынешняя ситуация на валютном рынке, безусловно, увеличивает гривневую выручку производителей.
Даже при том, что на мировых рынках с начала года продолжились прения между китайскими металлургами и ферросплавщиками по поводу удешевления продукции последних. В середине января 2015 г., отмечают аналитические агентства, стоимость китайских и японских ферросплавовов снизилась в среднем на $10-20 за т. Но эта тенденция, как видим, не оказала существенного влияния на отгрузки наших производителей.