Премьер Арсений Яценюк конкретных сроков не называет, но обосновывает подобные планы результатами 2014 года, когда поставки голубого топлива по реверсу из ЕС покрыли две трети его общего импорта. Такая статистика была получена на фоне рекордного падения потребления в прошлом году, в сравнении с 2013 годом — на 16%, или на 7,8 млрд куб. м, до 42,6 млрд куб. м. Кроме того, эти данные учитывают статистику по Крыму только за январь и февраль, до аннексии полуострова Россией. 21 млрд куб. м газа в 2014 году составила украинская добыча.
«Мы доказали, что можем избавиться от российской газовой зависимости. Если в 2013 году Украина закупала у России 95% газа, то в 2014-м — только 33%, а 67% было импортировано из Евросоюза. Я хочу свести потребление российского газа к нулю», — отметил глава Кабмина.
В реализации таких революционных для украинского рынка намерений Яценюк делает ставку на увеличение отечественной добычи газа. Но решения правительства не способствуют этому. Спасая экономику от дефолта, Кабмин лишает инвесторов стимулов для развития проектов на украинских нефтегазовых месторождениях.
Министр финансов Наталья Яресько сообщила о планах поднять до 70% ренту и цену реализации на газ для госкомпании «Укргаздобыча», которая добывает две трети всего газа в стране. Такая инициатива главы Минфина базируется на желании в 2015 году покрыть 12,5 млрд гривен дополнительных государственных дотаций.
Министр обещает, что правительство будет продолжать поиски оптимального размера налогообложения при добыче газа, чтобы сохранить привлекательность отрасли для инвесторов. Но когда будет налажен такой диалог, чтобы Минфин учел мнение бизнеса, принимая свои решения, Наталья Яресько не сообщила.
Уже сейчас в Украине действует одна из самых высоких налоговых ставок для недропользователей в Европе. Рента на добычу газа с августа прошлого года установлена в зависимости от глубины залежей: 55% при разработке месторождений до 5000 м и 28% — более 5000 м. Изменения, внесенные в конце декабря в Налоговый кодекс Украины, внедрили эти ставки на постоянной основе. Таким образом правительство рассчитывает простимулировать добычу газа из труднодоступных месторождений.
Но для инвесторов такие решения Кабмина неприемлемы. Деловой климат в Украине усложняет политическая нестабильность и высокие риски форс-мажорных обстоятельств, вызванных вооруженным конфликтом на Донбассе. «Неподъемные налоги рискуют обернуться катастрофой для всей нефтегазодобывающей отрасли», — прогнозирует Геннадий Кобаль, эксперт консалтинговой компании Newfolk.
Это уже не первая попытка Кабмина решить проблемы госбюджета за счет нефтегазодобычи. Все предыдущие, по словам Геннадия Кобаля, уже показали, насколько необдуманным был такой шаг: инвесторы отказались от новых проектов, на рынках наблюдается стагнация и угроза массовых увольнений.
Увеличение ренты «Укргаздобыче» будет иметь пагубные последствия не только для госкомпании, но и поставит под угрозу энергетическую независимость Украины. Глава правления «Укргаздобычи» Сергей Костюк уже предупредил, что в связи с потерей промыслов на Донбассе, где развивается вооруженный конфликт, компанию по итогам 2015-го ожидает ухудшение результатов: падение добычи может достичь 3% в сравнении с прошлогодним итогом, когда было получено 15,1 млрд куб. м газа.
«Пора правительству, а особенно Минфину, отказаться от экспериментов в нефтегазовой отрасли. При ставке ренты 70% ни о каком развитии речи быть не может. Если правительство хочет получать больше налогов с добывающих компаний, необходимо развивать отрасль, увеличивать объемы добычи, то есть базу налогообложения», — считает Геннадий Кобаль.
Для наращивания объемов добычи газа на украинских месторождениях рецепт традиционный — привлечение эффективных технологий и инвестиций в развитие отрасли. По расчетам американской консалтинговой компании IHS CERA, сделанных до вооруженного конфликта на Донбассе и аннексии Крыма, оптимальный объем ежегодных инвестиций должен составлять не менее $1 млрд.
Пока же ситуация в стране способствует не привлечению, а оттоку капитала. Инвесторы покидают украинский газодобывающий сектор, демонстрируя тем самым недоверие к перспективам его развития.
В декабре 2014 года американская компания Chevron отказалась от реализации проекта по добыче сланцевого газа в Западной Украине, указав среди мотивов двукратное увеличение налоговой нагрузки на отрасль. По этой же причине британская нефтегазовая компания с активами в Украине JKX Oil & Gas не только объявила об остановке программы бурения скважин на 2015 год, но и затеяла судебное разбирательство с Украиной в арбитраже Торговой палаты Стокгольма. «JKX ищет компенсации за потери, которые она понесла в результате нарушения договорных обязательств Украины...» — говорится в сообщении компании на Лондонской фондовой бирже, опубликованном в минувший понедельник.
В сообщении также указано, что арбитраж Торговой палаты Стокгольма 14 января 2015 года вынес решение, которым обязал Украину воздержаться от взыскания с Полтавской газонефтяной компании, принадлежащей JKX Oil&Gas, платы за пользование недрами при добыче газа в размере выше 28% (вместо нынешних установленных налоговым кодексом 55% при добыче на глубине до 5000 м).