Пока объявленный в розыск авторитетный экс-депутат от Партии регионов Юрий Иванющенко пребывает в бегах, его бизнес в Украине неплохо себя чувствует. Прокуратура не смогла или не захотела найти достаточных аргументов для суда, чтобы отобрать у близкой к Юре Енакиевскому и семье экс-премьера Николая Азарова компании «Укрлитийдобыча» Полоховское месторождение комплексных руд с крупнейшими запасами лития в стране.
Об этом сообщает Капитал со ссылкой на «ДС».
Почему так произошло — большой вопрос. Ведь зацепок для стороны обвинения было более чем достаточно. Земли Полоховского месторождения комплексных руд в Кировоградской области были выведены из госсобственности в 2011 г. Тогда 60 жителям Киева и Киевской области местные органы власти передали в частную собственность якобы для ведения личного хозяйства земельные участки по 2 га — всего общей площадью 120 га. Вскоре после этого все наделы были перепроданы ООО «Укрлитийдобыча», за которой стояли одни из самых влиятельных на то время в Украине людей.
Созданную в 2011 г. компанию с уставным капиталом всего 10 тыс. грн. возглавлял Максим Павлов, который также руководил фирмой «Инвестеко». Она, в свою очередь, «прославилась» выигранным тендером на поставку ГП «Центр государственного земельного кадастра» пластиковых колышков по 100 грн. за штуку на общую сумму 4,9 млрд грн. и входила в сферу влияния тогдашнего депутата Верховной Рады от Партии регионов Юрия Иванющенко. Его партнером по проекту выступил еще один видный «регионал» Алексей Азаров — сын тогдашнего премьера Николая Азарова. Его интересы представлял соучредитель «Укрлитийдобычи» Роман Кукотенко, работавший в девелоперской группе «Развитие» премьерского отпрыска.
После смены власти в прошлом году Азаров и Иванющенко сбежали и были объявлены в розыск, а их бизнесом заинтересовалась прокуратура Кировоградской области.
Осенью прошлого года она подала в местный хозяйственный суд полсотни исков с требованием признать решения органов исполнительной власти о передаче земли противоправными, а акты на нее, полученные «Укрлитийдобычей», недействительными. Однако еще в декабре от части исков прокурора добровольно отказалась, а в январе и начале февраля Хозяйственный суд Кировоградской области вынес решения, которыми полностью отказал истцам в их требованиях. Поскольку подопечные Виталия Яремы так и не смогли доказать, что на принадлежащих «Укрлитийдобыче» участках находится месторождение лития, а не земли сельскохозяйственного назначения. И снова вопрос — почему? Ведь еще в 2011 г. кировоградские районные и областные власти согласовали «Укрлитийдобыче» получение специального разрешения на разработку Полоховского месторождения литиевых руд, находящегося на территории Ленинского сельсовета, где компания скупила землю.
Пока шли разбирательства, «Укрлитийдобыча» сменила собственников. В декабре прошлого года компания была полностью переоформлена на некоего Ивана Захарова, ставшего ее директором и единственным учредителем. Скорее всего, этот человек является подставным лицом, действующим в интересах основателей «Укрлитийдобычи». Поскольку крайне сомнительно, что кто-то в здравом уме решился бы купить у беглых «регионалов» даже с большим дисконтом проблемный актив в разгар спора с прокуратурой. Маловероятно также, что в ближайшие годы до разработки Полоховского месторождения лития с запасами более 150 тыс. т вообще дойдет дело, даже если гипотетически предположить, что Иванющенко и Азаров все-таки сумели перепродать свой актив. Ведь для того чтобы наладить его промышленную разработку, требуется вложить не менее $100 млн, и не факт, что эти средства окупятся.
Добыча лития из полиметаллических руд как по себестоимости, так и по качеству сильно проигрывает технологии получения этого металла из рассолов соленых озер, как это делают, например, в Чили и Аргентине, контролирующих более половины мировых запасов лития. По этой причине, например, в 2013 г. власти Узбекистана отказались от проекта по разработке схожего с Полоховским месторождения лития «Шавазсай». Поэтому собственникам «Укрлитийдобычи» остается только уповать на то, что цены на литий взлетят (сейчас они находятся на уровне $6 тыс. за тонну), после чего у них появится шанс перепродать компанию какому-нибудь рисковому инвестору.