Последние годы эклектичные сборники короткометражек от великих пользуются популярностью не только у тех, кто их создает, но и у зрителей. Разные по настроению, качеству и глубине они неизменно привлекают к себе внимание, поскольку отчасти напоминают брошюры вроде «Ницше за 90 минут». В том смысле, что это возможность познакомиться с творчеством интересных режиссеров экспресс-методом. «Париж, я люблю тебя», «Нью-Йорк, я люблю тебя» и другие киноальманахи 2000‑х задали тон, которому следуют 12 режиссеров из разных стран, собравшиеся в «Невидимом мире». На сей раз кинодеятели рассказывают историю любви к Сан-Паулу и делают это весьма оригинально, исследуя в антураже бразильского города тему иллюзорности и непостоянства окружающего мира.
Сборник получился очень неоднозначным, поскольку в него вошли как блестящие киноновеллы с хорошо продуманными сюжетами и вызывающей уважение картинкой, так и мутные, невразумительные зарисовки, похожие на студенческую пробу пера. Возглавляет это кинособрание лента крепкого португальского старца Мануэла ди Оливейры — на момент съемок его короткометражки «Из видимого в невидимый» мэтру было 104 года. Оливейра любит изящно пошутить, не обошелся он без интеллектуального юмора и на этот раз. В его картине на оживленной улице современного Сан-Паулу встречаются два старинных приятеля. Они никак не могут нормально пообщаться — их разговор ежесекундно прерывают звонки мобильников. В конце концов один из собеседников не выдерживает и набирает второго. Так и говорят — по телефону, стоя друг напротив друга. Впрочем, несмотря на трагикомичность ситуации, разговор у них все равно получается дурацким — оба говорят скучные банальности, вычитанные в газетах. Именно так Оливейра ворчливым стариковским тоном выразил свое убеждение в том, что современный мир мало того, что перевернулся с ног на голову, так еще и лишил людей индивидуальности и собственного мнения.
Другой корифей кино, немец Вим Вендерс, вписавший свое имя в кинематограф ХХ века нетленным «Небом над Берлином», давит на зрительскую жалость — его новелла рассказывает о частично слепых бразильских детях. Последняя лента ныне покойного грека Тео Ангелопулоса затрагивает тему равнодушия — в его кинозарисовке пастор пытается проповедовать безучастным пассажирам метро. А вот фильм «Приключения невидимого человека» португальской актрисы Марии де Медейруш (она сыграла в «Криминальном чтиве» подружку героя Брюса Уиллиса), севшей в режиссерское кресло, понравится даже зрителю, не привыкшему к философским многослойным сагам — у нее получился остроумный и симпатичный киноанекдот.
«Невидимый мир» можно посмотреть в кинотеатре «Multiplex»
с 22 августа.