Как Гарри Поттер стал Квазимодо. В прокате «Виктор Франкенштейн» — о том, что со смертью шутки плохи

Как Гарри Поттер стал Квазимодо. В прокате «Виктор Франкенштейн» — о том, что со смертью шутки плохи

«Капитал» посмотрел новую версию знаменитой истории о сумасшедшем профессоре и ничуть не испугался. Зато порадовался поп-готическому аттракциону на экране и органичному актерскому дуэту Дэниэла Рэдклиффа и Джеймса МакЭвоя.

Сразу нужно сказать, что к бессмертному роману Мэри Шелли, написанному в 1818 году, фильм «Виктор Франкенштейн» имеет отношение весьма отдаленное. Режиссер Пол МакГиган, которому мы в числе прочего обязаны отличным фильмом «Счастливое число Слевина» и сериалом «Шерлок» с Камбербэтчем, задвинул за кулисы трагедию монстра, созданного Франкенштейном. На первом плане здесь — сам изобретатель, чье сражение с господом богом и внутренними демонами оборачивается личной драмой. Вторым же главным героем стал и вовсе неожиданный персонаж.

Горбун, у которого и имени-то нет — все его так и зовут Горбун — никогда в жизни не покидал цирка, в котором работает с детства (несчастного юношу играет повзрослевший Гарри Поттер — Дэниэл Рэдклифф). Впрочем, работой это сложно назвать. Его все унижают, гоняют и гнобят — причем как на сцене, так и за ее пределами. Лишенный человеческой ласки, Горбун с головой окунается в мир телесности единственным доступным ему способом — изучая книги по анатомии.

В итоге он достигает такого совершенства в знаниях, что оказывается единственным, кто в состоянии спасти жизнь красавицы-гимнастки, когда она, сорвавшись с трапеции под куполом цирка, падает на арену. С помощью рук и карманных часов, одолженных у зрителя, он вправляет нужные кости, чем приводит в восторг хозяина часов — молодого ученого по имени Виктор Франкенштейн (Джеймс МакЭвой — молодой профессор Ксавье из «Люди Икс: Дни минувшего будущего»). Совершив лихую операцию «Спасение», Виктор вызволяет Горбуна из цирковой клетки и приводит к себе домой. С этого момента юноша-уродец обретает новую жизнь.

Ученый не только открывает Горбуну мир за пределами арены. Он избавляет его от ужасного горба и дарит ему общение на равных, а также новое имя — Игорь. И кроме всего прочего, Франкенштейн предлагает подопечному должность ассистента в своих опытах. Полный благодарности Игорь, ни секунды не задумываясь, соглашается.

Как справедливо замечает закадровый голос в самом начале фильма, «Вы знаете эту историю». Нет нужды объяснять, чем заканчиваются дерзкие опыты Франкенштейна. Однако пол МакГиган смещает фокус в своей версии романа Шелли и расставляет совсем другие акценты. Он сосредотачивается на эволюции безумного изобретателя — от человека, который с помощью науки надеется избавиться от собственных ночных кошмаров родом из детства, до одержимого маньяка. В результате лучшим творением Виктора становится не бездушная гора ожившей плоти, а вполне живой Игорь. Ведь именно ему Франкенштейн подарил настоящую жизнь, наделив его нормальным человеческим обликом, именем и социальным статусом.

Не забывает режиссер и поморализаторствовать. Экспериментировать со смертью и жизнью, влезая в компетенцию Создателя, — опасное занятие, намекает МакГиган. И ничем хорошим для заигравшегося в Бога человека оно закончиться не может.

Впрочем, религиозные мотивы и размышления на темы жизни, смерти и роли человека не делают «Виктора Франкенштейна» философски глубоким произведением. Картина МакГигана больше похожа на аттракцион с элементами готики и реверансами в сторону популярной нынче атмосферы викторианской Англии. Более того, к финалу действо начинает больше напоминать фарс, а не трагедию. В этом «Франкенштейн» похож на вышедший месяцем ранее фильм Гильермо Дель Торо «Багровый пик» — зрелищно, красиво, сентиментально, но не слишком трогает.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама